Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2019 |
Язык | русский |
|
Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2019. – № 5(95). – С. 12-21. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10052 https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-bashinova-sn-priemy-formirovaniya-u-detej-navykov-svyaznoj-rechi.html |
Аннотация |
В статье говорится о приемах формирования у детей навыков связной речи как важном средстве поддержки познавательной инициативы детей в ДОУ и семье. Исследование проводилось в течение 5 лет, с 2014 по 2019 гг, среди детей старшего дошкольного возраста и педагогов. Были обследованы 1233 ребенка и 456 воспитателей. В основе исследования лежит лингвистическая концепция текста, обоснованная в работах М.М. Бахтина, были применены методы лингвистического анализа текста (связной речи). Использование этих методов при диагностике речевого развития детей и воспитателей показало, что существующая в настоящее время в ДОУ речевая работа практически не направлена на формирование навыков связной речи: связность отсутствует не только в речи детей, но и в речи воспитателей. Методические приемы, предполагающие использование структурных особенностей текста (межфразовой связи, смысловой структуры, структуры сложного синтаксического целого), позволили существенно повысить уровень развития связной речи детей и воспитателей.
Исследование показало, что связная речь – это важное средство развития когнитивных способностей ребенка. Ведь как ребенок говорит (связно или несвязно), так он и мыслит, организует и направляет познавательную деятельность. Исследование доказывает: в старшем дошкольном возрасте возникают новые задачи общения – активно развивается общение со взрослыми, возникают задачи интерпретации содержания цифровых ресурсов, телевизионной и компьютерной мультипликации и т.д. Поэтому развивать когнитивные способности детей средствами детской литературы, музыкальной, изобразительной, физической, математической культуры следует на основе учета особенностей не только мышления, но связной речи. |
Ключевые слова |
приемы формирования связной речи, межфразовая связь, смысловая структура, структура сложного синтаксического целого |
Название журнала |
Современное дошкольное образование. Теория и практика
|
URL |
https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-bashinova-sn-priemy-formirovaniya-u-detej-navykov-svyaznoj-rechi.html |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=212496 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Габдулхаков Валерьян Фаритович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2019-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2019-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2019 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2019. – № 5(95). – С. 12-21. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10052 https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-bashinova-sn-priemy-formirovaniya-u-detej-navykov-svyaznoj-rechi.html |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=212496 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современное дошкольное образование. Теория и практика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье говорится о приемах формирования у детей навыков связной речи как важном средстве поддержки познавательной инициативы детей в ДОУ и семье. Исследование проводилось в течение 5 лет, с 2014 по 2019 гг, среди детей старшего дошкольного возраста и педагогов. Были обследованы 1233 ребенка и 456 воспитателей. В основе исследования лежит лингвистическая концепция текста, обоснованная в работах М.М. Бахтина, были применены методы лингвистического анализа текста (связной речи). Использование этих методов при диагностике речевого развития детей и воспитателей показало, что существующая в настоящее время в ДОУ речевая работа практически не направлена на формирование навыков связной речи: связность отсутствует не только в речи детей, но и в речи воспитателей. Методические приемы, предполагающие использование структурных особенностей текста (межфразовой связи, смысловой структуры, структуры сложного синтаксического целого), позволили существенно повысить уровень развития связной речи детей и воспитателей.
Исследование показало, что связная речь – это важное средство развития когнитивных способностей ребенка. Ведь как ребенок говорит (связно или несвязно), так он и мыслит, организует и направляет познавательную деятельность. Исследование доказывает: в старшем дошкольном возрасте возникают новые задачи общения – активно развивается общение со взрослыми, возникают задачи интерпретации содержания цифровых ресурсов, телевизионной и компьютерной мультипликации и т.д. Поэтому развивать когнитивные способности детей средствами детской литературы, музыкальной, изобразительной, физической, математической культуры следует на основе учета особенностей не только мышления, но связной речи. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
приемы формирования связной речи |
ru_RU |
dc.subject |
межфразовая связь |
ru_RU |
dc.subject |
смысловая структура |
ru_RU |
dc.subject |
структура сложного синтаксического целого |
ru_RU |
dc.title |
Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2019. – № 5(95). – С. 12-21. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10052 https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-bashinova-sn-priemy-formirovaniya-u-detej-navykov-svyaznoj-rechi.html |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|