Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2020
Языкрусский
  • Артемьева Татьяна Васильевна, автор
  • Ахметзянова Анна Ивановна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии/А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева // Психологические исследования. - 2020. - Т. 13, № 69. - С. 1-16. - http://psystudy.ru.
    Аннотация Проблема социализации активно изучается в гуманитарных науках, однако анализ исследований показывает отсутствие единого представления о механизмах, условиях и факторах развития позитивной социализации в условиях дизонтогенеза. Недостаточно изучена способность детей дошкольного возраста к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) в качестве ресурса их социализации. Целью исследования являлось изучение показателей социализации детей и их зависимость от способности к прогнозированию у детей с нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями и эмоциональными нарушениями. В исследовании приняли участие 438 детей в возрасте 5–7 лет с нарушениями в развитии и без нарушений в развитии, посещающие дошкольные образовательные учреждения России. Были использованы методики: «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М.Казьмин и др.), «Эмоциональные лица» (Н.Я.Семаго), «Методика соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации» (L.F.Bayanova, T.R.Mustafin), комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса), «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л.Подобед), наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (методика А.Г.Самохваловой). Выявлены трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации у детей всех нозологических групп. Особенно высокие показатели по дезадаптивному поведению выявлены у детей с двигательными и эмоциональными нарушениями. Не способны осуществить прогноз дальнейших событий дети с эмоциональными нарушениями, чаще всего выбирающие нерациональные или случайные стратегии в прогнозировании. Эмпирическое исследование подтвердило наличие тесных корреляционных связей показателей прогнозирования с показателями методик, отражающих соответствие ребенка правилам социального поведения, а также с показателями коммуникативного взаимодействия ребенка в условиях свободной организованной деятельности и в режимных моментах во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при адаптации и сопровождении детей с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях.
    Ключевые слова социализация, предвосхищение событий будущего, прогнозирование, дети, дошкольный возраст, нарушения в развитии.
    Название журнала Психологические исследования (электронный журнал)
    Ссылка для РПД http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/158345/Vak_Vzaimosvyaz_prognozirovaniya_i_pozitivnoj_socializacii_detej_s_narusheniyami_v_razvitii.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    URL http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n69/1727-ahmetzyanova69.html
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=230408
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    Vak_Vzaimosvyaz_prognozirovaniya_i_pozitivnoj_socializacii_detej_s_narusheniyami_v_razvitii.pdf 0,51 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных