Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2020 |
Язык | русский |
|
Артемьева Татьяна Васильевна, автор
Артищева Лира Владимировна, автор
Ахметзянова Анна Ивановна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха/ А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева, Л.В.Артищева //Вестник Московского университета.
Серия 14. Психология.- №3 - 2020.- С.314-33
|
Аннотация |
Способность распознавать, обозначать свои состояния и окружающих, выстраивать адекватные прогнозы определяет успешность в социализации детей с нарушениями слуха, в их взаимодействии с окружающими как взрослыми, так и сверстниками, в налаживании отношений с ними, чем и определяется актуальность исследования. Цель исследования: определить специфику взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей с другими людьми, измеряемые через коммуникативные способности и эмоциональное благополучие/ неблагополучие. Использовались методики: «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Угадайка» (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), «Методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» (Н.Е. Веракса), «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М. Kазьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина). В исследование приняли участие дошкольники с нарушением слуха - 15 человек, без слуховых нарушений – 100 человек, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха - 16 человек, без слуховых нарушений – 40 человек. Было выявлено, что процессы прогнозирования и идентификации психических состояний взаимосвязаны, связь бывает опосредована другими переменными, структура взаимосвязи разрушается с возрастом у детей с нарушениями слуха и без нарушений. Были сделаны выводы: структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (выпадения второстепенных переменных) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры; имея единый фундамент (субъективный опыт) процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны, возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки); дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования и идентификации психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных навыков. |
Ключевые слова |
: прогнозирование, идентификация психических состояний, дети с нарушениями слуха, эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки |
Название журнала |
Вестник Московского университета
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=238619 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Артемьева Татьяна Васильевна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Артищева Лира Владимировна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Ахметзянова Анна Ивановна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2020 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха/ А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева, Л.В.Артищева //Вестник Московского университета.
Серия 14. Психология.- №3 - 2020.- С.314-33
|
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=238619 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Вестник Московского университета |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Способность распознавать, обозначать свои состояния и окружающих, выстраивать адекватные прогнозы определяет успешность в социализации детей с нарушениями слуха, в их взаимодействии с окружающими как взрослыми, так и сверстниками, в налаживании отношений с ними, чем и определяется актуальность исследования. Цель исследования: определить специфику взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей с другими людьми, измеряемые через коммуникативные способности и эмоциональное благополучие/ неблагополучие. Использовались методики: «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Угадайка» (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), «Методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» (Н.Е. Веракса), «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М. Kазьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина). В исследование приняли участие дошкольники с нарушением слуха - 15 человек, без слуховых нарушений – 100 человек, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха - 16 человек, без слуховых нарушений – 40 человек. Было выявлено, что процессы прогнозирования и идентификации психических состояний взаимосвязаны, связь бывает опосредована другими переменными, структура взаимосвязи разрушается с возрастом у детей с нарушениями слуха и без нарушений. Были сделаны выводы: структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (выпадения второстепенных переменных) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры; имея единый фундамент (субъективный опыт) процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны, возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки); дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования и идентификации психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных навыков. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
: прогнозирование |
ru_RU |
dc.subject |
идентификация психических состояний |
ru_RU |
dc.subject |
дети с нарушениями слуха |
ru_RU |
dc.subject |
эмоциональное благополучие |
ru_RU |
dc.subject |
коммуникативные навыки |
ru_RU |
dc.title |
Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|