Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2020
Языкрусский
  • Ахметзянова Анна Ивановна, автор
  • Хакимуллина Римма Рафаилевна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Ахметзянова А.И. Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха/А.И.Ахметзянова, Р.Р. Хакимуллина/Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2020 № 2. С. 158–176.
    Аннотация В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении. Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха. Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: «Угадайка» (Л.И.Переслени, В.Л.Подобед), авторская методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями Казанского федерального университета. Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации. Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых
    Ключевые слова Прогнозирование, дошкольники с нарушением слуха
    Название журнала Вестник Московского университета
    Ссылка для РПД http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/159407/W0S_VAK_VMU_Ser_14___2_2020.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=238926
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    W0S_VAK_VMU_Ser_14___2_2020.pdf 0,72 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных