Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2021 |
Язык | русский |
|
Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Габдулхаков В.Ф. Коммуникативное ядро в работе по развитию когнитивных и регуляторных функций дошкольников. // Вестник Университета Российской академии образования. 2020. № 5. С. 15-27. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10047 URL http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9E-1-2020-%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-1.pdf |
Аннотация |
Статья посвящена обоснованию необходимости использования в научной практике понятия «коммуникативное ядро», отражающего особенности развития когнитивных и регуляторных функций дошкольников. Методология исследования опирается на интерпретацию общения в логике исследований текста Н.И.Жинкина, С.И.Гиндина; когнитивной регуляции поведения в логике культурно-исторической теории Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева. Коммуникативное ядро (как кульминация общения, как цен-тральная проблема общения) способно снизить действие речевого контроля и обеспечить активизацию когнитивных и регуляторных функций ребенка. Психолого-педагогический эксперимент показывает, что стра-тегия синхронизации двух процессов – процесса развёртывания коммуникативного ядра и процесса порож-дения речи является эффективной: пересказы детей становятся более качественными по критериям межфразовой связи, структурно-смысловой целостности и стилистического единства, то есть дети начинают расска-зывать не только связно, но и начинают осмысленно моделировать коммуникативное ядро, сохраняя интригу рассказывания и управляя вниманием слушателей. Эксперимент проводился в дошкольных учреждениях г. Казани. Экспериментом было охвачено 323 дошкольника. Результатом исследования стала методика реа-лизации коммуникативного ядра. Методика позволяет нейтрализовать (или ослабить) речевой контроль и активизировать механизмы мотивации, анализа, упреждающего синтеза и говорения. |
Ключевые слова |
коммуникативное ядро, когнитивный, регуляторный, связная речь, дошкольник, детский сад. |
Название журнала |
Вестник университета российской академии образования
|
URL |
http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9E-1-2020-%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-1.pdf |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=252654 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Габдулхаков Валерьян Фаритович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков В.Ф. Коммуникативное ядро в работе по развитию когнитивных и регуляторных функций дошкольников. // Вестник Университета Российской академии образования. 2020. № 5. С. 15-27. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10047 URL http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9E-1-2020-%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-1.pdf |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=252654 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Вестник университета российской академии образования |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Статья посвящена обоснованию необходимости использования в научной практике понятия «коммуникативное ядро», отражающего особенности развития когнитивных и регуляторных функций дошкольников. Методология исследования опирается на интерпретацию общения в логике исследований текста Н.И.Жинкина, С.И.Гиндина; когнитивной регуляции поведения в логике культурно-исторической теории Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева. Коммуникативное ядро (как кульминация общения, как цен-тральная проблема общения) способно снизить действие речевого контроля и обеспечить активизацию когнитивных и регуляторных функций ребенка. Психолого-педагогический эксперимент показывает, что стра-тегия синхронизации двух процессов – процесса развёртывания коммуникативного ядра и процесса порож-дения речи является эффективной: пересказы детей становятся более качественными по критериям межфразовой связи, структурно-смысловой целостности и стилистического единства, то есть дети начинают расска-зывать не только связно, но и начинают осмысленно моделировать коммуникативное ядро, сохраняя интригу рассказывания и управляя вниманием слушателей. Эксперимент проводился в дошкольных учреждениях г. Казани. Экспериментом было охвачено 323 дошкольника. Результатом исследования стала методика реа-лизации коммуникативного ядра. Методика позволяет нейтрализовать (или ослабить) речевой контроль и активизировать механизмы мотивации, анализа, упреждающего синтеза и говорения. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
коммуникативное ядро |
ru_RU |
dc.subject |
когнитивный |
ru_RU |
dc.subject |
регуляторный |
ru_RU |
dc.subject |
связная речь |
ru_RU |
dc.subject |
дошкольник |
ru_RU |
dc.subject |
детский сад. |
ru_RU |
dc.title |
Габдулхаков В.Ф. Коммуникативное ядро в работе по развитию когнитивных и регуляторных функций дошкольников. // Вестник Университета Российской академии образования. 2020. № 5. С. 15-27. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10047 URL http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9E-1-2020-%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-1.pdf |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|