Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОВЕТСКИЕ ПЛАКАТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ: КОГНИТИВНЫЙ ОПЫТ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2021
Языкрусский
  • Данилова Юлия Юрьевна, автор
  • Мухаметшина Динара Ринатовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Мухаметшина Д. Р., Данилова Ю. Ю. Политические советские плакаты и современные мультимодальные тексты: когнитивный опыт в процессе восприятия и категоризации действительности // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2021. - № 4. - С. 90-104
    Аннотация В статье описываются особенности взаимодействия знаков разных семиотических систем в контексте мультимодальных текстов, которые рассматриваются как особый информационный конструкт и воспринимаются через зрительный канал коммуникации, совмещающий вербальный, графический, иконический, цветовой коды. Целью работы стала попытка произвести комплексный анализ мультимодальных политических текстов, где центральным становится образ исторической личности Сталина, что позволит проследить трансформацию восприятия и оценки жизнедеятельности неоднозначного политика в сознании советского и российского человека и, как следствие, лингвосоциума в целом. Материалом для исследования послужили советские политические плакаты середины XX в. и современные мультимодальные тексты, общее количество которых составили 53 и 67 примеров соответственно. Совокупность методов (систематизация и обобщение, сплошной выборки, контекстуальный, интертекстуальный и сравнительный анализы) обусловлена целесообразностью, логикой и исторической ретроспективой исследования. Это позволило реконструировать так называемое когнитивное прошлое, зафиксированное в историческом сознании: в статье раскрыт образ Сталина в советских плакатах и современных мультимодальных текстах, выявлена специфика восприятия, категоризации и отношения советского/российского общества к своему прошлому и настоящему. Так, образ Сталина на плакатах 1930-1953-х гг. максимально идеализирован и аллегоричен, что обусловлено манипулятивной функцией – пропагандой культа личности: ведущими становятся темы патриотизма, долга и благодеяния и призваны сформировать в массовом сознании устойчивое заведомо положительное представление о светлом коммунистическом будущем всей страны и ее каждого отдельного советского гражданина. В современных мультимодальных текстах находят отражение два диаметрально противоположных взгляда на личность и жизнедеятельность Сталина: с одной стороны, положительный, идеализированный образ политика, его ностальгическое восприятие; с другой – негативное (ироничное) представление «ситуации прошлого», что обусловлено историческим контекстом, культом личности и его развенчанием после смерти вождя. Специфика данных типов текстов во многом обусловлена авторской лингвопрагматической установкой и экстралингвистическими факторами.
    Ключевые слова мультимодальные тексты; политические советские плакаты; современные политические мультимодальные тексты; демотиватор; мем; вербальные коды; графические коды; иконические коды; И.В. Сталин; концетуализация; категоризация
    Название журнала Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=261028

    Полная запись метаданных