Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2021
Языкрусский
  • Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович, автор
  • Ибрагимов гасангусейн ибрагимович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Ибрагимов Г. И. Проектно-исследовательское обучение как технология развития методологической культуры магистрантов /Г.И. Ибрагимов // Образование и саморазвитие. - 2021. - 16 (3). - С. 310-321. DOI 10.26907/esd.16.3.26
    Аннотация В соответствии с требованиями ФГОС ВО ++ выпускники магистратуры по направлению «Педагогическое образование» должны быть готовы к решению научно-исследовательских задач в сфере профессиональной деятельности, что предполагает формирование у обучающихся соответствующей методологической культуры посредством их вовлечения в самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность. Однако анализ реальной практики подготовки магистрантов в области образования показывает, что в ней по-прежнему доминируют технологии обучения, ориентирующие на исполнительскую и репродуктивную деятельность обучающихся, способствующую формированию привычки получать знание в готовом виде. В результате обостряется противоречие между объективной потребностью формирования у магистрантов методологической культуры, с одной стороны, и недостаточным уровнем ее сформированности у значительной части выпускников магистратуры по направлению «педагогическое образование» - с другой. Цель исследования – выявить и обосновать дидактические условия реализации проектно-исследовательского обучения как технологии эффективного развития методологической культуры магистрантов. Методы исследования – теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование для выявления уровня сформированности исследовательской компетентности), методы математической обработки данных. Результаты исследования. Развитие методологической культуры магистрантов объективно предполагает поиск и реализацию дидактических средств и условий, обеспечивающих мотивированное включение обучающихся в исследовательскую деятельность. В образовательной программе подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование» ориентировочную основу для развития методологической культуры выполняет дисциплина «Методология и методы педагогического исследования». Эффективность развития методологической культуры магистрантов повышается если: а) структура и содержание дисциплины проектируется на основе конвергенции традиционного и исследовательского подходов; б) освоение содержания дисциплины происходит с применением проектно-исследовательской технологии обучения, предполагающей: выполнение сквозных, рассчитанных на срок изучения дисциплины, творческих проектов) и вариативный (сочетание индивидуальных и командных форм самостоятельной деятельности; «перевернутое обучение»; междисциплинарный, проблемный и интерактивный характер обучения; рефлексия в конце каждого занятия; проведение экзамена в форме защиты проекта и др.) компоненты. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методического обеспечения исследовательски-ориентированного обучения в процессе теоретической и практической подготовки будущих бакалавров, магистров, аспирантов, а также в системе дополнительного профессионального образования.
    Ключевые слова методологическая культура магистрантов, исследовательская компетентность, проектно-исследовательская деятельность, дидактические условия.
    Название журнала Образвование и саморазвитие
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=263288
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    Ibragimov_G._I._St.__Obr.i_samorazvitie_10.05.21.pdf 0,25 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных