Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
СПОСОБНОСТЬ К ПРЕДВОСХИЩЕНИЮ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО У СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2022
Языкрусский
  • Артемьева Татьяна Васильевна, автор
  • Ахметзянова Анна Ивановна, автор
  • Жукова Марина Эдуардовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Ахметзянова А.И. Способность к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников/А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева, М.Э.Киселева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 1 С.5-28
    Аннотация В статье рассматривается проблема способности к предвосхищению событий будущего у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие способности к прогнозированию в старшем дошкольном возрасте делает ее одним из значимых условий процесса социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями, в том числе и слабовидящих дошкольников. Целью исследования являлось изучение специфики предвосхищениясобытий будущего у слабовидящих детей. В исследовании приняло участие 60 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, среди которых было обследовано 30 детей с нарушениями зрения и 30 детей с сохранным зрением.В результате анализа структурно-функциональных компонентов установлено, что слабовидящие дошкольники чаще прогнозируют действия, а также у них отмечается более низкий уровень сформированности рече-коммуникативной функции по сравнению с ее развитием у нормотипичных сверстников. Способность к предвосхищению у детей со зрительными нарушениями проявляется успешнее в организованной деятельности, а также во взаимоотношениях с родителями, а не с окружающими взрослыми или детьми. В результате исследования была выявлена специфика способности к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников с нарушениями речи. Было установлено, что дети с нарушением зрения действительно испытывают трудности при формировании прогноза, у них отмечается более низкий уровень сформированности регулятивной, когнитивной и рече-коммуникативной функции по сравнению с их развитием у сверстников без зрительных нарушений. Дошкольники с нарушением зрения могут ставить и удерживать цели, а также справляются с мысленным проигрыванием различных вариантов действий и осознают последствия их выполнения относительно себя и окружающих людей. У них имеются трудности в понимании и определении как своих, так и эмоций окружающих людей в прогнозируемых ситуациях.
    Ключевые слова ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, АНТИЦИПАЦИЯ, ДЕТИ, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
    Название журнала Вестник Московского университета. Серия 14. Психология
    URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48156862
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=264464

    Полная запись метаданных