Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2022 |
Язык | русский |
|
Артемьева Татьяна Васильевна, автор
Ахметзянова Анна Ивановна, автор
|
|
Жукова Марина Эдуардовна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Ахметзянова А.И. Способность к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников/А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева, М.Э.Киселева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 1 С.5-28 |
Аннотация |
В статье рассматривается проблема способности к предвосхищению событий будущего у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие способности к прогнозированию в старшем дошкольном возрасте делает ее одним из значимых условий процесса социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями, в том числе и слабовидящих дошкольников. Целью исследования являлось изучение специфики предвосхищениясобытий будущего у слабовидящих детей. В исследовании приняло участие 60 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, среди которых было обследовано 30 детей с нарушениями зрения и 30 детей с сохранным зрением.В результате анализа структурно-функциональных компонентов установлено, что слабовидящие дошкольники чаще прогнозируют действия, а также у них отмечается более низкий уровень сформированности рече-коммуникативной функции по сравнению с ее развитием у нормотипичных сверстников. Способность к предвосхищению у детей со зрительными нарушениями проявляется успешнее в организованной деятельности, а также во взаимоотношениях с родителями, а не с окружающими взрослыми или детьми. В результате исследования была выявлена специфика способности к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников с нарушениями речи. Было установлено, что дети с нарушением зрения действительно испытывают трудности при формировании прогноза, у них отмечается более низкий уровень сформированности регулятивной, когнитивной и рече-коммуникативной функции по сравнению с их развитием у сверстников без зрительных нарушений. Дошкольники с нарушением зрения могут ставить и удерживать цели, а также справляются с мысленным проигрыванием различных вариантов действий и осознают последствия их выполнения относительно себя и окружающих людей. У них имеются трудности в понимании и определении как своих, так и эмоций окружающих людей в прогнозируемых ситуациях. |
Ключевые слова |
ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, АНТИЦИПАЦИЯ, ДЕТИ, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ |
Название журнала |
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология
|
URL |
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48156862 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=264464 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Артемьева Татьяна Васильевна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Ахметзянова Анна Ивановна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Жукова Марина Эдуардовна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Ахметзянова А.И. Способность к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников/А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева, М.Э.Киселева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 1 С.5-28 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=264464 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье рассматривается проблема способности к предвосхищению событий будущего у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие способности к прогнозированию в старшем дошкольном возрасте делает ее одним из значимых условий процесса социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями, в том числе и слабовидящих дошкольников. Целью исследования являлось изучение специфики предвосхищениясобытий будущего у слабовидящих детей. В исследовании приняло участие 60 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, среди которых было обследовано 30 детей с нарушениями зрения и 30 детей с сохранным зрением.В результате анализа структурно-функциональных компонентов установлено, что слабовидящие дошкольники чаще прогнозируют действия, а также у них отмечается более низкий уровень сформированности рече-коммуникативной функции по сравнению с ее развитием у нормотипичных сверстников. Способность к предвосхищению у детей со зрительными нарушениями проявляется успешнее в организованной деятельности, а также во взаимоотношениях с родителями, а не с окружающими взрослыми или детьми. В результате исследования была выявлена специфика способности к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников с нарушениями речи. Было установлено, что дети с нарушением зрения действительно испытывают трудности при формировании прогноза, у них отмечается более низкий уровень сформированности регулятивной, когнитивной и рече-коммуникативной функции по сравнению с их развитием у сверстников без зрительных нарушений. Дошкольники с нарушением зрения могут ставить и удерживать цели, а также справляются с мысленным проигрыванием различных вариантов действий и осознают последствия их выполнения относительно себя и окружающих людей. У них имеются трудности в понимании и определении как своих, так и эмоций окружающих людей в прогнозируемых ситуациях. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО |
ru_RU |
dc.subject |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |
ru_RU |
dc.subject |
АНТИЦИПАЦИЯ |
ru_RU |
dc.subject |
ДЕТИ |
ru_RU |
dc.subject |
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ |
ru_RU |
dc.subject |
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ |
ru_RU |
dc.title |
Способность к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|