Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2022
Языкрусский
  • Прохоров Александр Октябринович, автор
  • Чернов Альберт Валентинович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Прохоров, А.О., Чернов А.В, Становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения в вузе// Теоретическая и экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15. – № 1. – С. 101-121. – DOI 10.24412/2073-0861-2022-1-101-121.
    Аннотация Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выявления вклада структур сознания в регуляцию психических состояний и в развитие регуляторных свойств субъекта. Теоретическим основанием работы выступила авторская модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний. Цель исследования. Показать становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в ходе обучения в вузе (на лекции, семинаре и экзамене). Выборка. В исследовании приняли участие студенты-психологи 1-го и 4-го курсов бакалавриата Института психологии и образования Казанского федерального университета. Всего 151 человек: 88 студентов 1-го курса и 63 студента 4-го курса. Методы. Использованы различные методики диагностики ментальных характеристик и регуляторных способностей, а также авторские опросники и анкеты изучения психических состояний и операциональных средств саморегуляции. Для анализа данных применялся метод корреляционного анализа с последующим вычислением индекса организованности структур. Результаты. Выявлено, что от 1-го к 4-му курсу у студентов возрастает количество ведущих способов и приемов саморегуляции состояний, а увеличение их числа связано с изменением форм учебной деятельности. На 4-м курсе обучения в качестве основных способов саморегуляции состояний студентов выступают: высокая поисковая активность, повышение собственной мотивации, позитивный настрой и активация положительных волевых состояний. К завершающему курсу обучения ведущую роль в саморегуляции психических состояний начинают занимать смысловые структуры сознания, актуальная рефлексия и мотивация обучения (познания и саморазвития). Кроме того, возрастает значение системы Я, особенностей переживания и регуляторных способностей студентов. Выделена значимая роль в регуляции психических состояний выраженности таких свойств, как осознанность, настойчивость, наблюдательность и лидерские качества студентов. Заключение. Результаты исследования могут способствовать развитию методологии саморегулируемого обучения. Они также найдут отражение в разработке технологий ментальной регуляции психических состояний субъекта.
    Ключевые слова психическое состояние, ментальная регуляция, способ саморегуляции, рефлексия, учебная деятельность.
    Название журнала Теоретическая и экспериментальная психология
    URL https://tepsyj.ru/
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=268051

    Полная запись метаданных