Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2022 |
Язык | русский |
|
Прохоров Александр Октябринович, автор
Чернов Альберт Валентинович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Прохоров, А.О., Чернов А.В, Становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения в вузе// Теоретическая и экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15. – № 1. – С. 101-121. – DOI 10.24412/2073-0861-2022-1-101-121. |
Аннотация |
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выявления вклада структур сознания в регуляцию психических состояний и в развитие
регуляторных свойств субъекта. Теоретическим основанием работы выступила авторская модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции
психических состояний.
Цель исследования. Показать становление системы ментальной регуляции
психических состояний студентов в ходе обучения в вузе (на лекции, семинаре и
экзамене).
Выборка. В исследовании приняли участие студенты-психологи 1-го и 4-го
курсов бакалавриата Института психологии и образования Казанского федерального университета. Всего 151 человек: 88 студентов 1-го курса и 63 студента 4-го курса.
Методы. Использованы различные методики диагностики ментальных характеристик и регуляторных способностей, а также авторские опросники и анкеты
изучения психических состояний и операциональных средств саморегуляции. Для
анализа данных применялся метод корреляционного анализа с последующим вычислением индекса организованности структур.
Результаты. Выявлено, что от 1-го к 4-му курсу у студентов возрастает количество ведущих способов и приемов саморегуляции состояний, а увеличение их числа
связано с изменением форм учебной деятельности. На 4-м курсе обучения в качестве основных способов саморегуляции состояний студентов выступают: высокая
поисковая активность, повышение собственной мотивации, позитивный настрой
и активация положительных волевых состояний. К завершающему курсу обучения
ведущую роль в саморегуляции психических состояний начинают занимать смысловые структуры сознания, актуальная рефлексия и мотивация обучения (познания и саморазвития). Кроме того, возрастает значение системы Я, особенностей
переживания и регуляторных способностей студентов. Выделена значимая роль в
регуляции психических состояний выраженности таких свойств, как осознанность,
настойчивость, наблюдательность и лидерские качества студентов.
Заключение. Результаты исследования могут способствовать развитию методологии саморегулируемого обучения. Они также найдут отражение в разработке
технологий ментальной регуляции психических состояний субъекта. |
Ключевые слова |
психическое состояние, ментальная регуляция, способ саморегуляции, рефлексия, учебная деятельность. |
Название журнала |
Теоретическая и экспериментальная психология
|
URL |
https://tepsyj.ru/ |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=268051 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Прохоров Александр Октябринович |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Чернов Альберт Валентинович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Прохоров, А.О., Чернов А.В, Становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения в вузе// Теоретическая и экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15. – № 1. – С. 101-121. – DOI 10.24412/2073-0861-2022-1-101-121. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=268051 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Теоретическая и экспериментальная психология |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выявления вклада структур сознания в регуляцию психических состояний и в развитие
регуляторных свойств субъекта. Теоретическим основанием работы выступила авторская модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции
психических состояний.
Цель исследования. Показать становление системы ментальной регуляции
психических состояний студентов в ходе обучения в вузе (на лекции, семинаре и
экзамене).
Выборка. В исследовании приняли участие студенты-психологи 1-го и 4-го
курсов бакалавриата Института психологии и образования Казанского федерального университета. Всего 151 человек: 88 студентов 1-го курса и 63 студента 4-го курса.
Методы. Использованы различные методики диагностики ментальных характеристик и регуляторных способностей, а также авторские опросники и анкеты
изучения психических состояний и операциональных средств саморегуляции. Для
анализа данных применялся метод корреляционного анализа с последующим вычислением индекса организованности структур.
Результаты. Выявлено, что от 1-го к 4-му курсу у студентов возрастает количество ведущих способов и приемов саморегуляции состояний, а увеличение их числа
связано с изменением форм учебной деятельности. На 4-м курсе обучения в качестве основных способов саморегуляции состояний студентов выступают: высокая
поисковая активность, повышение собственной мотивации, позитивный настрой
и активация положительных волевых состояний. К завершающему курсу обучения
ведущую роль в саморегуляции психических состояний начинают занимать смысловые структуры сознания, актуальная рефлексия и мотивация обучения (познания и саморазвития). Кроме того, возрастает значение системы Я, особенностей
переживания и регуляторных способностей студентов. Выделена значимая роль в
регуляции психических состояний выраженности таких свойств, как осознанность,
настойчивость, наблюдательность и лидерские качества студентов.
Заключение. Результаты исследования могут способствовать развитию методологии саморегулируемого обучения. Они также найдут отражение в разработке
технологий ментальной регуляции психических состояний субъекта. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
психическое состояние |
ru_RU |
dc.subject |
ментальная регуляция |
ru_RU |
dc.subject |
способ саморегуляции |
ru_RU |
dc.subject |
рефлексия |
ru_RU |
dc.subject |
учебная деятельность. |
ru_RU |
dc.title |
Становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения в вузе |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|