Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2022
Языкрусский
  • Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Габдулхаков В.Ф., Шишова Е.О., Зиннурова А.Ф. Развитие мышления у старших дошкольников как способности рассуждать в условиях двуязычия. // Современное дошкольное образование. – 2022. - № 4(112). – С. 10-21. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-4112-10-21. URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-shishova-eo-zinnurova-af-razvitie-myshleniya-u-starshih-doshkolnikov-kak-sposobnosti-rassuzhdat-v-usloviyah-dvuyazychiya.html
    Аннотация Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью развивать у двуязычных детей мышление на втором для них – русском – языке. Рассуждение является одной из форм (единиц) мышления. Мы предполо-жили, что если в ходе знакомства детей с произведениями детской литературы проводить анализ структуры рассуждения – определять основную мысль (тезис), тип связи аргументов (последовательный, параллель-ный, смешанный), находить (и формулировать) вывод, различать полное и сокращенное рассуждение, ис-пользовать специальные (лексические) средства связи частей рассуждения – то эффективность воспроизве-дения услышанного и обсужденного текста, качество построения собственных рассуждений существенно возрастут. Цель статьи – показать результаты исследования по реализации методики работы над рассуждением в процессе знакомства старших дошкольников с произведениями детской литературы. Рассуждение понима-ется как единица мышления, как композиционная форма речи, функциональный тип речи, характерный больше для научного стиля речи, но присутствующий и в художественной литературе в виде авторского взгляда, авторской оценки и авторской интерпретации фактов. Ход исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных учреждений Республики Татарстан, в которых дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татарский язык для них является родным. Эксперимент проходил в 2020-2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в которых работа над рассуждением не проводилась. Общая численность испытуемых составила 476 детей старшего дошкольного возраста (236 – в экспериментальных группах, 240 – в контрольных). В педагогическом эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на структурных особенностях рассуждения в произведениях русской художественной литературы, использовать выявленные особенности при построении детьми своих собственных высказываний-рассуждений на русском языке. Результаты исследования оказались значимыми: по количеству правильно построенных рассуждений в контрольных группах изменений практически нет, в экспериментальных группах – существенный рост (в среднем на 30%). Это доказало положительный эффект работы над структурой рассуждения. Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей способно-стей рассуждать на русском языке должна быть связана с определением основной идеи художественного произведения, с вычленением аргументов, доказывающих главную мысль автора, с формулировкой вывода, который хотел донести до читателя автор. В связи с этим рекомендуется: учить детей находить и строить полное рассуждение (тезис, доказательство, вывод), которое объясняет идейное содержание сказки или рас-сказа; определять в художественных текстах краткие (или сокращенные) рассуждения, объяснять, какие его части и почему сокращены; находить в рассуждениях и самостоятельно строить в своих высказываниях последовательную, параллельную и смешанную связь аргументов; использовать специальные опорные
    Ключевые слова старшие дошкольники, мышление, рассуждение, двуязычие, анализ текста, тезис, аргумент, вывод.
    Название журнала Современное дошкольное образование. Теория и практика
    URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-shishova-eo-zinnurova-af-razvitie-myshleniya-u-starshih-doshkolnikov-kak-sposobnosti-rassuzhdat-v-usloviyah-dvuyazychiya.html
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=268622
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    St.___Razv.myshleniya.pdf 0,78 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных