Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ГАБДУЛХАКОВ В. Ф., ЗИННУРОВА А. Ф., МИТРОШИН В. Н., БЕЛОВ Ю. А. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТОВ. // ЖУРНАЛ «ИЗВЕСТИЯ РАО». - 2023. - № 1(61). - С. 18-35.
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф., Митрошин В. Н., Белов Ю. А. Антропологические компоненты в образовательном процессе университетов. // Журнал «Известия РАО». - 2023. - № 1(61). - С. 18-35.
    Аннотация Цель описанного в статье исследования – определение антропологических компонентов, влияющих на качество высшего образования (по показателям промежуточной и итоговой аттестации студентов, по удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой выпускников). Методы исследования: педагогическое (антропологическое) наблюдение, диагностика степени выраженности антропологических компонентов, математическая обработка полученных данных, составление диагностических карт и методик. В ходе исследования в вузах медицинского, инженерного, педагогического профилей была организована: серия методологических и практических семинаров с преподавателями-экспериментаторами, осуществляющими образовательный процесс по направлениям медицинской, инженерной и педагогической подготовки; осуществлена практическая реализация антропологических компонентов на аудиторных (и дистанционных) занятиях в четырех университетах; проведена диагностика (самодиагностика, взаимная диагностика, экспертная диагностика) при помощи наблюдений и установления степени выраженности антропологических компонентов на занятиях преподавателей; математическая обработка полученных данных по признакам репрезентативности, достоверности, объективности; оформление диагностических карт, отражающих степень выраженности антропологических компонентов на занятиях до и после педагогического эксперимента и др. В результате проведенного исследования определены антропологические компоненты, которые влияют на качество высшего образования. Среди них – личностный, эмпатический, рефлексивный, когнитивный, интерактивный, интегративный, аттрактивный, синергетический. Опираясь на эти компоненты, преподаватели-экспериментаторы использовались методы, приёмы, средства личностного, рефлексивного взаимодействия, позволяющие устанавливать отношения сотрудничества, эмпатии, превращать процедуру освоения знаний в интригу, увлекательное исследование, ценностное и практически значимое для их будущей профессиональной деятельности. Синергетический компонент как результирующий на разных профилях (медицинском, инженерном, педагогическом) выражен неодинаково: на медицинском до эксперимента было 9%, после эксперимента – 31% (рост составил 22%); на инженерном до эксперимента было 27%, после эксперимента – 47% (рост составил 20%), на педагогическом до эксперимента было 9%, после эксперимента – 75% (рост составил 66%). Выводы. Результаты проведенного исследования говорят о том, что не только цифровое, но и традиционное обучение необходимо строить с учётом антропологических компонентов: воспитать человека может только человек, сформировать личность может только личность. Традиционная для образовательных программ вузов коммуникативная компетенция требует конкретизации с точки зрения антропологического содержания.
    Ключевые слова антропология, компоненты, личностный, эмпатический, рефлексивный, когнитивный, интерактивный, интегративный, аттрактивный, синергетический.
    Название журнала THEORY AND PRACTICE of DEVELOPMENT of CREATIVE ABILITIES of STUDENTS: Collection of articles and methodical materials of the international scientifically-practical conference. on February 27, 2013. / Under the editorship of doctor of pedagogical Sciences, Professor of Valerian Gabdulhakov. The second international issue. - Kazan: Kazan Federal University, 2013.
    URL https://www.mpsu.ru/product/zhurnaly/izvestiya-rossiyskoy-akademii-obrazovaniya/
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=279886
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    F_Skan_stati_GVF.pdf 1,00 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных