Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ: ОПЫТ РОССИЙСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Садыкова Гульнара Василевна, автор
  • Северьянов Олег Иванович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Садыкова Г.В., Северьянов О.И. Дистанционное обучение в эпоху пандемии: опыт российских преподавателей. Информатика и образование. 2023;38(1):72-82. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-1-72-82
    Аннотация Представленное исследование направлено на изучение опыта преподавателей российских вузов, приобретённого в период экстренного удаленного обучения в 2020-2021 гг. Актуальность работы обусловлена необходимостью корректировки траектории развития системы дистанционного образования на основе исследования массового опыта работы в электронной среде преподавателей, вынужденно перешедших на онлайн-формат во время пандемии. Новизна работы продиктована значительными пробелами в научной литературе в изучении, обобщении и осмыслении данного опыта. В исследовании использовались количественные и качественные методы сбора и обработки данных. Преподаватели российских вузов (N=57) ответили на вопросы онлайн-опросника, целью которого было выявить преимущества и недостатки дистанционной формы обучения. В целях выявления наиболее распространенных ключевых тем, использовались методы корпусной лингвистики, позволившие выделить частотные слова, используемые респондентами для описания своего положительного и отрицательного опыта. Ответы на открытые вопросы также были подвержены контекстуальному и контент-анализу. Среди наиболее существенных положительных сторон онлайн-формата респонденты выделили: экономию времени на дорогу, расширение репертуара педагогических стратегий и доступа к наглядным методам представления информации за счет технических возможностей онлайн-платформ, вовлечение в активное общение обычно молчаливых студентов, безопасность коммуникации в период распространения вирусной инфекции, постоянный доступ студентов к информационным ресурсам. К недостаткам дистанционного обучения респонденты отнесли: ухудшение уровня взаимодействия со студентами при отсутствии личного и/или визуального контакта, технические проблемы со связью, трудоемкость, сложность развития практических навыков, трудности эффективного контроля знаний и состояния студентов, снижение мотивации у студентов, а также проблемы со здоровьем.
    Ключевые слова дистанционное обучение, онлайн-обучение, пандемия, COVID-19, вуз, преподаватели
    Название журнала Информатика и образование
    URL https://info.infojournal.ru/jour/article/view/923
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=280680

    Полная запись метаданных