Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛЕКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович, автор
  • Набиева Алия Айдаровна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Ибрагимов Г. И. Трансформация лекции в современной высшей школе России / Г. И. Ибрагимов, А. А. Калимуллина // Высшее образование в России. – 2022. - № 7. - С. 96-112.
    Аннотация Актуальность темы обусловлена противоречием между накопленным высшей школой опытом адаптации лекции как формы организации обучения к новым условиям функционирования образования и недостаточным вниманием исследователей к изучению и обобщению этого опыта для определения роли, места и основных направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Цель исследования заключалась в выявлении роли, места и направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Для ее достижения был проведен метаанализ публикаций по теме за последние десять лет. В общей сложности анализу были подвергнуты 52 научные статьи, опубликованные в рецензируемых ведущих отечественных педагогических журналах и других научно-методических изданиях. Отбор статей для анализа проводился по наличию в названии статьи ключевых слов: «лекция», «лекционное занятие». Результаты исследования показали, что большое разнообразие и общедоступность источников информации и коммуникаций не вытесняют лекцию из системы высшего образования, но предъявляют к ней новые требования, меняют ее роль и место в системе вузовского обучения. Выделены основные требования к современной лекции: проблемность; гибкость структуры; ориентация на диалогические формы коммуникации со студентами; эффективная обратная связь. Ведущей тенденцией развития лекции в современном вузе становится сочетание унаследованной от традиционной лекции научности, информативности и высокого профессионализма с диалогичностью и многообразием типов и видов лекции, повышением доли интерактивных приемов активизации учебной и коммуникационной деятельности студентов. Установлено, что трансформация лекции в современной высшей школе идет в трех основных направлениях, связанных с изменением внешних и внутренних признаков лекции: организационно-содержательное, функциональное и структурно-коммуникационное направления. Раскрыто содержательное наполнение каждого из выделенных направлений трансформации лекции. Предложены перспективные направления исследований современной лекции.
    Ключевые слова форма организации обучения, лекция, направления трансформации лекции, современная высшая школа, инновационный опыт высшей школы.
    Название журнала Высшее образование в России
    Ссылка для РПД http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/176388/F_VOR_22_Ibragimov__Kalimullina._13.05._22.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=283417
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    F_VOR_22_Ibragimov__Kalimullina._13.05._22.pdf 0,54 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных