Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2022 |
Язык | русский |
|
Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Ибрагимов Г. И. Концептуальные основы развития профессионального образования: наследие академика М. И. Махмутова / Г. И. Ибрагимов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. - №2. - С. 173-181. |
Аннотация |
Актуальность исследования обоснована имеющим место противоречием между объективно необходимостью в разработке концептуальных основ развития профессионального образования в современной России, с одной стороны, и недостаточным вниманием исследователей и практиков к наработанному в советский период концептуальному багажу знаний в области развития профессионально-технического образования. Ярким ученым, внесшим выдающийся вклад в определение и обоснование концептуальных основ развития профессионального образования, был академик М. И. Махмутов. Однако его труды в этой области до сих пор не были предметом специального внимания исследователей и в силу этого они не находят должного применения в современной теории и практике профессионального образования. В статье предпринята попытка заполнить эту брешь.
Методология. Выявление вклада Мирзы Исмаиловича в развитие концептуальных основ профессионального образования осуществлялось на основе тщательного изучения и анализа его научных трудов, опубликованных в период с 1976 г. по конец 90-х годов прошлого века. Основные публикации представлены в пятом томе избранных трудов М. И. Махмутова, где автор являлся составителем.
Результаты. Выделены шесть концептуальных положений, отражающих базовые идеи научно-педагогического подхода М. И. Махмутова к развитию системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Концептуальные положения охватывают идеи о: тесной связи системы профессионального образования с требованиями производственной сферы и тенденциями его развития (первое положение); системообразующей роли взаимосвязи общего и профессионального образования, реализуемой посредством специфических принципов обучения (профессиональной направленности, межпредметно-межцикловой связи, политехнизма, мотивации учения и труда, преемственности, единства воспитания и обучения, проблемности) (второе положение); необходимости разработки интегративной дидактики как теории процесса обучения, проектируемого с учетом принципов организации всей жизнедеятельности обучающихся вне учебного процесса (организация производительного труда учащихся, их взаимоотношений в семье, с друзьями и т.д.) (третье положение); социально-экономических и педагогических условиях, объективно необходимых для приведение уровня квалификации рабочих и специалистов в соответствие с требованиями рыночного хозяйствования (четвертое положение);непрерывном образовании как форме, направленной на преодоление функциональной неграмотности (пятое положение); взаимосвязи и взаимовлиянии рынка и ценностных ориентаций, нравственной культуры учащихся (шестое положение).
Заключение. Выявление закономерностей развития профессионального образования возможно лишь на основе интеграции результатов педагогических исследований с фактами, полученными в других науках, а также в процессе взаимодействия триады «образование – наука – производство». На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в новейшей истории профессиональной педагогики очень |
Ключевые слова |
развитие профессионального образования, концептуальные положения, наследие М. И. Махмутова. |
Название журнала |
Профессиональное образование в России и за рубежом
|
Ссылка для РПД |
http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/176391/F_G.I._St._Kemerovo_22.pdf?sequence=1&isAllowed=y
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=283437 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Ибрагимов Г. И. Концептуальные основы развития профессионального образования: наследие академика М. И. Махмутова / Г. И. Ибрагимов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. - №2. - С. 173-181. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=283437 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Профессиональное образование в России и за рубежом |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальность исследования обоснована имеющим место противоречием между объективно необходимостью в разработке концептуальных основ развития профессионального образования в современной России, с одной стороны, и недостаточным вниманием исследователей и практиков к наработанному в советский период концептуальному багажу знаний в области развития профессионально-технического образования. Ярким ученым, внесшим выдающийся вклад в определение и обоснование концептуальных основ развития профессионального образования, был академик М. И. Махмутов. Однако его труды в этой области до сих пор не были предметом специального внимания исследователей и в силу этого они не находят должного применения в современной теории и практике профессионального образования. В статье предпринята попытка заполнить эту брешь.
Методология. Выявление вклада Мирзы Исмаиловича в развитие концептуальных основ профессионального образования осуществлялось на основе тщательного изучения и анализа его научных трудов, опубликованных в период с 1976 г. по конец 90-х годов прошлого века. Основные публикации представлены в пятом томе избранных трудов М. И. Махмутова, где автор являлся составителем.
Результаты. Выделены шесть концептуальных положений, отражающих базовые идеи научно-педагогического подхода М. И. Махмутова к развитию системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Концептуальные положения охватывают идеи о: тесной связи системы профессионального образования с требованиями производственной сферы и тенденциями его развития (первое положение); системообразующей роли взаимосвязи общего и профессионального образования, реализуемой посредством специфических принципов обучения (профессиональной направленности, межпредметно-межцикловой связи, политехнизма, мотивации учения и труда, преемственности, единства воспитания и обучения, проблемности) (второе положение); необходимости разработки интегративной дидактики как теории процесса обучения, проектируемого с учетом принципов организации всей жизнедеятельности обучающихся вне учебного процесса (организация производительного труда учащихся, их взаимоотношений в семье, с друзьями и т.д.) (третье положение); социально-экономических и педагогических условиях, объективно необходимых для приведение уровня квалификации рабочих и специалистов в соответствие с требованиями рыночного хозяйствования (четвертое положение);непрерывном образовании как форме, направленной на преодоление функциональной неграмотности (пятое положение); взаимосвязи и взаимовлиянии рынка и ценностных ориентаций, нравственной культуры учащихся (шестое положение).
Заключение. Выявление закономерностей развития профессионального образования возможно лишь на основе интеграции результатов педагогических исследований с фактами, полученными в других науках, а также в процессе взаимодействия триады «образование – наука – производство». На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в новейшей истории профессиональной педагогики очень |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
развитие профессионального образования |
ru_RU |
dc.subject |
концептуальные положения |
ru_RU |
dc.subject |
наследие М. И. Махмутова. |
ru_RU |
dc.title |
Концептуальные основы развития профессионального образования: наследие академика М. И. Махмутова |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|