Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2023 |
Язык | русский |
|
Прохоров Александр Октябринович, автор
Юсупов Марк Геннадьевич, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Прохоров, А. О. Особенности ментальной регуляции эмоциональных состояний в различных по стрессогенности ситуациях / А. О. Прохоров, М. Е. Валиуллина, М. Г. Юсупов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 113-126. – DOI 10.35634/2412-9550-2023-33-2-113-126. – EDN DTWMGW. |
Аннотация |
В работе поставлена цель – выявление структуры взаимосвязей между составляющими ментальной регуляции и
частотой переживаний эмоциональных состояний студентов в ситуациях с различным уровнем стрессогенно-
сти. Наше предположение заключалось в том, что показатели отношения к себе вносят наибольший вклад в
регуляторный процесс. Выборку составили 44 студента различных специальностей (Me=19,7 лет), из них 25
девушек и 19 юношей. Респондентам предлагались три ситуации, качественно отличающиеся по степени ин-
тенсивности стрессового состояния. Наивысший уровень выраженности стресса был связан с травмой значимой
потери или угрозы для жизни. Степень выраженности эмоциональных состояний, способы саморегуляции из-
мерялись с помощью авторских анкет. Составляющие ментальной регуляции (рефлексивно-смысловые харак-
теристики, самоотношение) оценивались с использованием стандартизированных методик. Полученные данные
обрабатывались с использованием t-критерия Стьюдента для связных выборок и корреляционного анализа по
Спирмену. По результатам эмпирического исследования установлено, что с возрастанием стрессогенности си-
туации возрастает частота переживаний отрицательных состояний паники, отчаяния, горя. Для ситуаций, ха-
рактеризующихся умеренной выраженностью стресса, типичны состояния средней и малой интенсивности. Во
всех трех ситуациях выявлены как инвариантные, так и специфические способы саморегуляции состояний. Чем
выше стрессовость ситуации, тем чаще используются непродуктивные способы регуляции, связанные с избега-
нием или регрессией. Выявлены особенности организации взаимосвязей показателей сознания, эмоциональных
состояний и регуляторных средств в зависимости от стрессогенности ситуации. Во всех трех ситуациях
наибольший вклад в структуры ментальной регуляции состояний вносят показатели самоотношения (p<0,01).
Результаты исследования могут быть использованы в работе психологических служб вузов при планировании и
проведении мероприятий, направленных на повышение регуляторных возможностей молодых людей, сталки-
вающихся с трудностями в повседневной жизни. |
Ключевые слова |
саморегуляция, ситуация, психические состояния, средства регуляции, смысл, рефлексия, са-
моотношение. |
Название журнала |
Вестник Удмуртского университета
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=287020 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Прохоров Александр Октябринович |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Юсупов Марк Геннадьевич |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Прохоров, А. О. Особенности ментальной регуляции эмоциональных состояний в различных по стрессогенности ситуациях / А. О. Прохоров, М. Е. Валиуллина, М. Г. Юсупов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 113-126. – DOI 10.35634/2412-9550-2023-33-2-113-126. – EDN DTWMGW. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=287020 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Вестник Удмуртского университета |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В работе поставлена цель – выявление структуры взаимосвязей между составляющими ментальной регуляции и
частотой переживаний эмоциональных состояний студентов в ситуациях с различным уровнем стрессогенно-
сти. Наше предположение заключалось в том, что показатели отношения к себе вносят наибольший вклад в
регуляторный процесс. Выборку составили 44 студента различных специальностей (Me=19,7 лет), из них 25
девушек и 19 юношей. Респондентам предлагались три ситуации, качественно отличающиеся по степени ин-
тенсивности стрессового состояния. Наивысший уровень выраженности стресса был связан с травмой значимой
потери или угрозы для жизни. Степень выраженности эмоциональных состояний, способы саморегуляции из-
мерялись с помощью авторских анкет. Составляющие ментальной регуляции (рефлексивно-смысловые харак-
теристики, самоотношение) оценивались с использованием стандартизированных методик. Полученные данные
обрабатывались с использованием t-критерия Стьюдента для связных выборок и корреляционного анализа по
Спирмену. По результатам эмпирического исследования установлено, что с возрастанием стрессогенности си-
туации возрастает частота переживаний отрицательных состояний паники, отчаяния, горя. Для ситуаций, ха-
рактеризующихся умеренной выраженностью стресса, типичны состояния средней и малой интенсивности. Во
всех трех ситуациях выявлены как инвариантные, так и специфические способы саморегуляции состояний. Чем
выше стрессовость ситуации, тем чаще используются непродуктивные способы регуляции, связанные с избега-
нием или регрессией. Выявлены особенности организации взаимосвязей показателей сознания, эмоциональных
состояний и регуляторных средств в зависимости от стрессогенности ситуации. Во всех трех ситуациях
наибольший вклад в структуры ментальной регуляции состояний вносят показатели самоотношения (p<0,01).
Результаты исследования могут быть использованы в работе психологических служб вузов при планировании и
проведении мероприятий, направленных на повышение регуляторных возможностей молодых людей, сталки-
вающихся с трудностями в повседневной жизни. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
саморегуляция |
ru_RU |
dc.subject |
ситуация |
ru_RU |
dc.subject |
психические состояния |
ru_RU |
dc.subject |
средства регуляции |
ru_RU |
dc.subject |
смысл |
ru_RU |
dc.subject |
рефлексия |
ru_RU |
dc.subject |
са-
моотношение. |
ru_RU |
dc.title |
Особенности ментальной регуляции эмоциональных состояний в различных по стрессогенности ситуациях |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|