Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПО СТРЕССОГЕННОСТИ СИТУАЦИЯХ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Прохоров Александр Октябринович, автор
  • Юсупов Марк Геннадьевич, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Прохоров, А. О. Особенности ментальной регуляции эмоциональных состояний в различных по стрессогенности ситуациях / А. О. Прохоров, М. Е. Валиуллина, М. Г. Юсупов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 113-126. – DOI 10.35634/2412-9550-2023-33-2-113-126. – EDN DTWMGW.
    Аннотация В работе поставлена цель – выявление структуры взаимосвязей между составляющими ментальной регуляции и частотой переживаний эмоциональных состояний студентов в ситуациях с различным уровнем стрессогенно- сти. Наше предположение заключалось в том, что показатели отношения к себе вносят наибольший вклад в регуляторный процесс. Выборку составили 44 студента различных специальностей (Me=19,7 лет), из них 25 девушек и 19 юношей. Респондентам предлагались три ситуации, качественно отличающиеся по степени ин- тенсивности стрессового состояния. Наивысший уровень выраженности стресса был связан с травмой значимой потери или угрозы для жизни. Степень выраженности эмоциональных состояний, способы саморегуляции из- мерялись с помощью авторских анкет. Составляющие ментальной регуляции (рефлексивно-смысловые харак- теристики, самоотношение) оценивались с использованием стандартизированных методик. Полученные данные обрабатывались с использованием t-критерия Стьюдента для связных выборок и корреляционного анализа по Спирмену. По результатам эмпирического исследования установлено, что с возрастанием стрессогенности си- туации возрастает частота переживаний отрицательных состояний паники, отчаяния, горя. Для ситуаций, ха- рактеризующихся умеренной выраженностью стресса, типичны состояния средней и малой интенсивности. Во всех трех ситуациях выявлены как инвариантные, так и специфические способы саморегуляции состояний. Чем выше стрессовость ситуации, тем чаще используются непродуктивные способы регуляции, связанные с избега- нием или регрессией. Выявлены особенности организации взаимосвязей показателей сознания, эмоциональных состояний и регуляторных средств в зависимости от стрессогенности ситуации. Во всех трех ситуациях наибольший вклад в структуры ментальной регуляции состояний вносят показатели самоотношения (p<0,01). Результаты исследования могут быть использованы в работе психологических служб вузов при планировании и проведении мероприятий, направленных на повышение регуляторных возможностей молодых людей, сталки- вающихся с трудностями в повседневной жизни.
    Ключевые слова саморегуляция, ситуация, психические состояния, средства регуляции, смысл, рефлексия, са- моотношение.
    Название журнала Вестник Удмуртского университета
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=287020

    Полная запись метаданных