Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
МЕНТАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ И НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Прохоров Александр Октябринович, автор
  • Чернов Альберт Валентинович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Прохоров, А. О., Чернов, А. В. (2023). Ментальная регуляция психических состояний студентов в повседневной и напряженной ситуациях обучения. Российский психологический журнал, 20(3), 48–65. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.3.3
    Аннотация Введение.Проблема регуляции психических состояний и поведения субъекта приобретает особую актуальность в современных условиях жизнедеятельности. Существующие на сегодняшний день подходы и концепции рассматривают, в первую очередь, индивидуальный стиль саморегуляции поведения, или же саморегуляцию функциональных состояний, как специфический вид деятельности субъекта. В разрабатываемой авторами концепции ментальной регуляции психических состояний центральное место занимают структуры сознания: смысловые, рефлексивные, репрезентативные и др. Функциональная организация структур сознания формируется в связи со спецификой комплексов, состоящих из ментальных структур (смысловых, рефлексивных и др.), состояний и операциональных средств регуляции. Методы. В исследовании приняли участие 132 студента (средний возраст – 19 лет), учащиеся 2 курса Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. В повседневных (на лекциях) и в напряженных (на экзаменах) ситуациях учебной деятельности изучались интенсивность проявлений психических состояний и эффективность их саморегуляции со стороны ментальных структур. Ментальные структуры исследовались с помощью стандартизированных методик, а также с применением специально разработанных авторских анкет. Результаты. Выявлена ситуационная обусловленность эффективности ментальной регуляции психических состояний студентов. В повседневной ситуации ключевыми элементами функциональной регуляторной структуры выступают: рефлексия состояний, эмоциональная насыщенность жизни и принятие окружающими людьми. В свою очередь, в напряженной ситуации на передний план выходят: уверенность студентов в своих силах, удовлетворенность самореализацией и низкий уровень рефлексии прошлого опыта. Обсуждение результатов.Полученные результаты подтверждают основныеположения концепции ментальной регуляции психических состояний, обозначая значимую роль структур сознания (рефлексивных, смысловых, системы Я) в регуляции психических состояний студентов. Результаты также согласуются с исследованиями других авторов, занимающихся данной проблемой.
    Ключевые слова повседневная ситуация, напряженная ситуация, психическое состояние, ментальная регуляция, эффективность регуляции, рефлексия, система Я, смысловые структуры
    Название журнала Российский психологический журнал
    URL https://rpj.ru.com/index.php/rpj
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=287047

    Полная запись метаданных