Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СЛОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Гафиятова Эльзара Василовна, автор
  • Солнышкина Марина Ивановна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Гафиятова Э.В. Лексические предикторы сложности учебных текстов по русскому языку как иностранному /Галявиева Л.Ш., Солнышкина М.И. // Филология и культура. 2023. № 2 (72).- с. 33-44 (ВАК)
    Аннотация В статье представлены результаты сравнительного анализа лексической сложности учебных текстов, используемых в практике преподавания русского языка как иностранного. Размер корпуса исследования составляет около 0.5 млн. слов и равномерно распределен между шестью уровнями владения языком (А1-С2, Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным, далее - РГССУ). Алгоритм анализа был продемонстрирован на материале текстов уровня В2, для которых с помощью автоматических анализаторов RuLex (rulex.kpfu.ru) и RuLingva (rulingva.kpfu.ru) были рассчитаны значения 8 предикторов сложности: количество словоформ и лемм, длина предложения, длина слова, лексическое разнообразие (ЛР), терминологическая плотность, читабельность (MSIS) и частотность. На основании полученных метрик данных параметров было осуществлено сравнение сложности текстов уровня В2, продемонстрировавшее существенные различия всех параметров за исключением длины слова. Типичной для уровня В2 следует признать среднюю длину слова в 2.26 слога. Рост лексического разнообразия от уровня к уровню незначительный и находится в диапазоне 0.3 - 0.5. Рост сложности текстов по РКИ сопровождается увеличением терминологической плотности и ростом индекса читабельности. Поскольку текст по РКИ является важным источником лингвокультурной информации, полученные выводы могут быть полезны исследователям, разработчикам учебных и контрольно-измерительных материалов, а также преподавателям в процессе выбора учебного текста.
    Ключевые слова Русский язык как иностранный, лексическое разнообразие, учебные тексты, сложность текста, предикторы сложности, читабельность
    Название журнала Филология и культура. Philology and Culture.
    URL https://kpfu.ru/philology-culture/philology-and-culture
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=288003

    Полная запись метаданных