Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ГАБДУЛХАКОВ В. Ф., ЗИННУРОВА А. Ф. РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА. // СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2023. № 6(120). С. 12-27. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф. Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета. // Современное дошкольное образование. 2023. № 6(120). С. 12-27. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22
    Аннотация Цель статьи – показать результаты исследования по диагностике и развитию исторической памяти у будущих педагогов дошкольных организаций, обучающихся в субъектах России с государственным национально-русским двуязычием. Эмпирической базой исследования стали педагогические отделения университетов Татарстана, Чувашии, Марий Эл. В ходе диагностики уровня развития исторической па- мяти у будущих педагогов было установлено, что более половины из них не обладают исторической памятью, треть студентов признаются, что они не готовы формировать историческую память у своих будущих воспитанников в образовательных учреждениях, многие имеют слабое представление о со- бытиях, имеющих историческое значение для страны, теряются в характерных для двуязычной среды понятиях большой и малой Родины. Проблема заключается в том, что в вузах практически не проводится диагностический мониторинг развития исторической памяти; многие преподаватели игнорируют эти вопросы при освоении студен- тами мировоззренческого и коммуникативного модулей; нет эффективной стратегии формирования исторической памяти как базовой основы воспитания патриотизма и гражданственности на занятиях по дисциплинам общекультурного блока. В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на межрегиональ- ных научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в эксперимен- тах (диагностических и формирующих) в течение 5 лет (2019–2023) приняли участие 1886 студентов и 12 преподавателей университетов. Основными результатами исследования стали проблемные зоны сформированности (несформирован- ности) исторической памяти студентов в условиях государственного национально-русского двуязычия, пе- дагогическая стратегия развития исторической памяти в процессе освоения дисциплин общекультурного блока, методические рекомендации по формированию исторической памяти в двуязычных регионах. Выводы. В университетах с государственным национально-русским двуязычием необходимо осущест- влять диагностический мониторинг развития исторической памяти студентов, выявлять проблемные зоны этого развития, проектировать на основе полученных данных педагогические стратегии патриоти- ческого воспитания. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, средства формирования исторической памяти при освоении дисциплин как общекультурного, так и профессио- нального блока, а также формирование исторической памяти в условиях научно-исследовательской или педагогической практики.
    Ключевые слова историческая память, будущие педагоги, дошкольное образование, двуязычные регио- ны, педагогическая диагностика, проблемные зоны, педагогическая стратегия, воспитание патриотизма.
    Название журнала Современное дошкольное образование. Теория и практика
    URL https://sdo-journal.ru/
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=290444
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    Gabdulkhakov__2_.pdf 0,41 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных