Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2023 |
Язык | русский |
|
Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф. Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета. // Современное дошкольное образование. 2023. № 6(120). С. 12-27. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22 |
Аннотация |
Цель статьи – показать результаты исследования по диагностике и развитию исторической памяти у будущих педагогов дошкольных организаций, обучающихся в субъектах России с государственным
национально-русским двуязычием. Эмпирической базой исследования стали педагогические отделения
университетов Татарстана, Чувашии, Марий Эл. В ходе диагностики уровня развития исторической па-
мяти у будущих педагогов было установлено, что более половины из них не обладают исторической
памятью, треть студентов признаются, что они не готовы формировать историческую память у своих
будущих воспитанников в образовательных учреждениях, многие имеют слабое представление о со-
бытиях, имеющих историческое значение для страны, теряются в характерных для двуязычной среды понятиях большой и малой Родины.
Проблема заключается в том, что в вузах практически не проводится диагностический мониторинг
развития исторической памяти; многие преподаватели игнорируют эти вопросы при освоении студен-
тами мировоззренческого и коммуникативного модулей; нет эффективной стратегии формирования
исторической памяти как базовой основы воспитания патриотизма и гражданственности на занятиях
по дисциплинам общекультурного блока.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое
наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на межрегиональ-
ных научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в эксперимен-
тах (диагностических и формирующих) в течение 5 лет (2019–2023) приняли участие 1886 студентов
и 12 преподавателей университетов.
Основными результатами исследования стали проблемные зоны сформированности (несформирован-
ности) исторической памяти студентов в условиях государственного национально-русского двуязычия, пе-
дагогическая стратегия развития исторической памяти в процессе освоения дисциплин общекультурного
блока, методические рекомендации по формированию исторической памяти в двуязычных регионах.
Выводы. В университетах с государственным национально-русским двуязычием необходимо осущест-
влять диагностический мониторинг развития исторической памяти студентов, выявлять проблемные
зоны этого развития, проектировать на основе полученных данных педагогические стратегии патриоти-
ческого воспитания.
Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, средства
формирования исторической памяти при освоении дисциплин как общекультурного, так и профессио-
нального блока, а также формирование исторической памяти в условиях научно-исследовательской или педагогической практики. |
Ключевые слова |
историческая память, будущие педагоги, дошкольное образование, двуязычные регио-
ны, педагогическая диагностика, проблемные зоны, педагогическая стратегия, воспитание патриотизма. |
Название журнала |
Современное дошкольное образование. Теория и практика
|
URL |
https://sdo-journal.ru/ |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=290444 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Габдулхаков Валерьян Фаритович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф. Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета. // Современное дошкольное образование. 2023. № 6(120). С. 12-27. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=290444 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современное дошкольное образование. Теория и практика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Цель статьи – показать результаты исследования по диагностике и развитию исторической памяти у будущих педагогов дошкольных организаций, обучающихся в субъектах России с государственным
национально-русским двуязычием. Эмпирической базой исследования стали педагогические отделения
университетов Татарстана, Чувашии, Марий Эл. В ходе диагностики уровня развития исторической па-
мяти у будущих педагогов было установлено, что более половины из них не обладают исторической
памятью, треть студентов признаются, что они не готовы формировать историческую память у своих
будущих воспитанников в образовательных учреждениях, многие имеют слабое представление о со-
бытиях, имеющих историческое значение для страны, теряются в характерных для двуязычной среды понятиях большой и малой Родины.
Проблема заключается в том, что в вузах практически не проводится диагностический мониторинг
развития исторической памяти; многие преподаватели игнорируют эти вопросы при освоении студен-
тами мировоззренческого и коммуникативного модулей; нет эффективной стратегии формирования
исторической памяти как базовой основы воспитания патриотизма и гражданственности на занятиях
по дисциплинам общекультурного блока.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое
наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на межрегиональ-
ных научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в эксперимен-
тах (диагностических и формирующих) в течение 5 лет (2019–2023) приняли участие 1886 студентов
и 12 преподавателей университетов.
Основными результатами исследования стали проблемные зоны сформированности (несформирован-
ности) исторической памяти студентов в условиях государственного национально-русского двуязычия, пе-
дагогическая стратегия развития исторической памяти в процессе освоения дисциплин общекультурного
блока, методические рекомендации по формированию исторической памяти в двуязычных регионах.
Выводы. В университетах с государственным национально-русским двуязычием необходимо осущест-
влять диагностический мониторинг развития исторической памяти студентов, выявлять проблемные
зоны этого развития, проектировать на основе полученных данных педагогические стратегии патриоти-
ческого воспитания.
Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, средства
формирования исторической памяти при освоении дисциплин как общекультурного, так и профессио-
нального блока, а также формирование исторической памяти в условиях научно-исследовательской или педагогической практики. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
историческая память |
ru_RU |
dc.subject |
будущие педагоги |
ru_RU |
dc.subject |
дошкольное образование |
ru_RU |
dc.subject |
двуязычные регио-
ны |
ru_RU |
dc.subject |
педагогическая диагностика |
ru_RU |
dc.subject |
проблемные зоны |
ru_RU |
dc.subject |
педагогическая стратегия |
ru_RU |
dc.subject |
воспитание патриотизма. |
ru_RU |
dc.title |
Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф. Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета. // Современное дошкольное образование. 2023. № 6(120). С. 12-27. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22 |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|