Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2023 |
Язык | русский |
|
Букач Ольга Владиславовна, автор
Куприянов Роман Владимирович, автор
|
|
Александрова Оксана Ивановна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Куприянов Р.В., Букач О.В., Александрова О.И. Оценка когнитивной сложности учебных текстов: эмпирическая валидация лингвистических параметров // Russian Journal of Linguistics. - 2023.-№ 3.- С. 641-662 |
Аннотация |
Russian Journal of Linguistics |
Ключевые слова |
дискурсивная коммплексология, когнитивная сложность, сложность текста, учебный текст, статистический анализ |
Название журнала |
Russian Journal of Linguistics
|
URL |
https://journals.rudn.ru/linguistics/article/view/36173 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=290867 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Букач Ольга Владиславовна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Куприянов Роман Владимирович |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Александрова Оксана Ивановна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Куприянов Р.В., Букач О.В., Александрова О.И. Оценка когнитивной сложности учебных текстов: эмпирическая валидация лингвистических параметров // Russian Journal of Linguistics. - 2023.-№ 3.- С. 641-662 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=290867 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Russian Journal of Linguistics |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье представлено исследование, проведенное в рамках дискурсивной комплексологии - интегрального научного направления, объединяющего лингвистов, когнитологов, психологов и программистов, которые занимаются проблемами сложности дискурса. Проблема когнитивной сложности текстов является одной из центральных в дискурсивной комплексологии. В работе показаны результаты исследования по выявлению и эмпирической валидации перечня предикторов сложности учебных текстов. Цель данного исследования - выявить дискриминантные лингвистические параметры, достаточные для установления уровня когнитивной сложности учебных текстов. Мы рассматриваем когнитивную сложность текста как конструкт, в основе которого лежит объем представленной информации и успешность взаимодействия читателя с текстом. В основе данного подхода - идея о том, что когнитивная сложность текста заметно возрастает в средних и старших классах общеобразовательной школы. Набор исследовательских данных включает восемь учебников по биологии общим размером 219 319 токенов. Метрики языковых особенностей текста оценивались с помощью автоматического анализатора RuLingva (rulingva.kpfu.ru). Лингвистический и статистический анализ подтвердил гипотезу о том, что синтаксические и лексические параметры текста достаточно различны, чтобы позволить классифицировать различные уровни когнитивной сложности учебных текстов, используемых в средней и старшей школе. Параметры, манифестирующие различия в когнитивной сложности, включают лексическое разнообразие (TTR), локальную связность, индекс абстрактности, количество многосложных слов и индекс Флеша-Кинкейда, количество существительных и количество прилагательных в предложении. Эмпирические данные показывают, что предлагаемый подход является более эффективным по сравнению с другими существующими методами оценки сложности текста. Результаты исследования могут быть внедрены в систему экспертизы научно-образовательного содержания российских школьных учебников. Они также могут быть полезны при разработке образовательных ресурсов и дальнейших исследованиях в области сложности текста.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
дискурсивная коммплексология |
ru_RU |
dc.subject |
когнитивная сложность |
ru_RU |
dc.subject |
сложность текста |
ru_RU |
dc.subject |
учебный текст |
ru_RU |
dc.subject |
статистический анализ |
ru_RU |
dc.title |
Оценка когнитивной сложности учебных текстов: эмпирическая валидация лингвистических параметров |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|