Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
СУБЪЕКТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СОСТОЯНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Виноградов Владислав Львович, автор
  • Шатунова Ольга Васильевна, автор
  • Файзуллина Юлия Рафаиловна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Виноградов, В.Л. Субъектность организации дополнительного образования как детерминанта состояния развивающей среды обучающихся / В.Л. Виноградов, О.В. Шатунова, Ю.Р. Шакурова // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2024. – Вып. 84. – Ч. 1. – 509 с. – С. 55-58.
    Аннотация В статье сопоставляется два важнейших и активно обсуждаемых образовательных феномена – развивающая (образовательная) среда и субъектность образовательной организации. Несмотря на широкую представленность обозначенных феноменов в педагогической литературе различного уровня, они не получили должного внимания в аспекте взаимозависимости. Хотя оба феномена являются фундаментальными по своей сути и связанными друг с другом «по определению», до сих пор остаются не выясненными вопросы о механизмах их взаимосвязи и о первичности/вторичности каждого из них. С одной стороны, развивающая среда, выступающая контекстом становления личности обучающихся в системе дополнительного образования, в значительной степени определяет эффективность образовательной организации, в том числе и ее субъектность. На это указывают результаты множественных исследований школьной успешности/неуспешности. С другой стороны, субъектность образовательной организации, отражая ее способность выступать единым коллегиальным актором учебной и воспитательной деятельности, определяет возможности эффективного использования организацией предовых условий для достижения смыслов и целей своего существования. Очерченное затруднение разрешается авторами на основе постулирования личностной ориентированности современного образования. Развивающая образовательная среда обучающихся в системе дополнительного образования является совместным продуктом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и самих обучающихся. Целостность и эффективность этой среды очевидно зависит от целостности/субъектности ее проектантов. Соответственно, состояние среды выступает зависимой переменной от состояния субъектности организации, и, как следствие, может рассматриваться в качестве индикатора субъектности.
    Ключевые слова развивающая образовательная среда, субъектность образовательной организации, успешность образования, личностная ориентированность образования, образовательная деятельность
    Название журнала Проблемы современного педагогического образования
    URL https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-mail%3A%2F%2F186336434582516133%2F1.2&name=Выпуск%2084%20часть%201%2C%202024%20год.pdf&uid=132991201&nosw=1
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=301468

    Полная запись метаданных