Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Прохоров Александр Октябринович, автор
Чернов Альберт Валентинович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Прохоров, А.О., Чернов А.В. Развитие ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения // Психологический журнал. – 2024. – Т. 45, № 3. – С. 41-53. – DOI 10.31857/S0205959224030044. |
Аннотация |
Статья посвящена проблеме ментальной регуляции психических состояний студентов в ходе обучения в вузе. Данная работа опирается на разрабатываемую авторами концептуальную модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний. Цель исследования - выявить характер динамики ментальной регуляции психических состояний студентов от начального к завершающему этапу обучения в вузе. Основная гипотеза состоит в том, что в процессе обучения в вузе происходит развитие системы ментальной регуляции психических состояний студентов, что связано с включением ментальных структур (рефлексии, системы “Я”, смысложизненных ориентаций) в выбор способов и приемов саморегуляции состояний. Исследование осуществлялось на начальном и завершающем этапах обучения студентов в повседневной и напряженной ситуациях учебной деятельности и охватывает временной диапазон 2019-2023 гг. Для целей исследования было отобрано 39 человек, обучающихся на I и IV курсах обучения. Для изучения психических состояний, способов и эффективности их саморегуляции были использованы известные валидные методики и специально разработанные анкеты. Ментальные структуры, а также регуляторные свойства личности изучались вне ситуаций учебной деятельности на I (в 2019 г.) и IV (в 2023 г.) курсах обучения. В результате исследования установлено, что независимо от ситуации учебной деятельности к старшему курсу обучения психические состояния приобретают большую устойчивость (равновесность), которая связана с эффективностью саморегуляции состояний. Динамические изменения ментальных структур от начального курса обучения к завершающему проявляются в увеличении интенсивности их проявлений по всем основным показателям. Установлено, что в обеих ситуациях у студентов в процессе обучения происходит увеличение включенности ментальных структур (прежде всего рефлексивных) и регуляторных свойств в управление психическими состояниями. В каждой ситуации учебной деятельности и на каждом этапе обучения выявлены ведущие структуры сознания, определяющие выбор способов саморегуляции, связанные с подструктурами психических состояний. Также установлено, что от начального курса обучения к завершающему происходит увеличение числа применяемых способов саморегуляции состояний и их взаимосвязей с ментальными структурами и регуляторными свойствами личности, что свидетельствует о развитии системы ментальной регуляции психических состояний студентов. Полученные результаты дополняют ранее выявленные данные и согласуются с разрабатываемой моделью структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний. |
Ключевые слова |
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, МЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, РЕГУЛЯЦИЯ, РЕФЛЕКСИЯ, ДИНАМИКА |
Название журнала |
Психологический журнал РАН
|
URL |
https://psy.jes.su/ |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=304513 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Прохоров Александр Октябринович |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Чернов Альберт Валентинович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Прохоров, А.О., Чернов А.В. Развитие ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения // Психологический журнал. – 2024. – Т. 45, № 3. – С. 41-53. – DOI 10.31857/S0205959224030044. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=304513 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Психологический журнал РАН |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Статья посвящена проблеме ментальной регуляции психических состояний студентов в ходе обучения в вузе. Данная работа опирается на разрабатываемую авторами концептуальную модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний. Цель исследования - выявить характер динамики ментальной регуляции психических состояний студентов от начального к завершающему этапу обучения в вузе. Основная гипотеза состоит в том, что в процессе обучения в вузе происходит развитие системы ментальной регуляции психических состояний студентов, что связано с включением ментальных структур (рефлексии, системы “Я”, смысложизненных ориентаций) в выбор способов и приемов саморегуляции состояний. Исследование осуществлялось на начальном и завершающем этапах обучения студентов в повседневной и напряженной ситуациях учебной деятельности и охватывает временной диапазон 2019-2023 гг. Для целей исследования было отобрано 39 человек, обучающихся на I и IV курсах обучения. Для изучения психических состояний, способов и эффективности их саморегуляции были использованы известные валидные методики и специально разработанные анкеты. Ментальные структуры, а также регуляторные свойства личности изучались вне ситуаций учебной деятельности на I (в 2019 г.) и IV (в 2023 г.) курсах обучения. В результате исследования установлено, что независимо от ситуации учебной деятельности к старшему курсу обучения психические состояния приобретают большую устойчивость (равновесность), которая связана с эффективностью саморегуляции состояний. Динамические изменения ментальных структур от начального курса обучения к завершающему проявляются в увеличении интенсивности их проявлений по всем основным показателям. Установлено, что в обеих ситуациях у студентов в процессе обучения происходит увеличение включенности ментальных структур (прежде всего рефлексивных) и регуляторных свойств в управление психическими состояниями. В каждой ситуации учебной деятельности и на каждом этапе обучения выявлены ведущие структуры сознания, определяющие выбор способов саморегуляции, связанные с подструктурами психических состояний. Также установлено, что от начального курса обучения к завершающему происходит увеличение числа применяемых способов саморегуляции состояний и их взаимосвязей с ментальными структурами и регуляторными свойствами личности, что свидетельствует о развитии системы ментальной регуляции психических состояний студентов. Полученные результаты дополняют ранее выявленные данные и согласуются с разрабатываемой моделью структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ |
ru_RU |
dc.subject |
МЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ |
ru_RU |
dc.subject |
РЕГУЛЯЦИЯ |
ru_RU |
dc.subject |
РЕФЛЕКСИЯ |
ru_RU |
dc.subject |
ДИНАМИКА |
ru_RU |
dc.title |
Развитие ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|