Форма представления | Статьи в зарубежных журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Сергеев Сергей Алексеевич, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Sergeev S., HOMO NOVUS IN THE UTOPIAN PROJECTS OF SOVIET SCIENCE FICTION WRITERS OF THE 1950-80S//Filosofiya. Zhurnal Vysshey Shkoly Ekonomiki. - 2024. - Vol.8, Is.2. - P.74-86. |
Аннотация |
В статье рассматривается, каким образом проблемы социального переустройства общества и пересоздания человека решились в утопических проектах советских фантастов 1950-х – 1980-х гг. Первым таким проектом в указанный период стал роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Роман этот возник как ответ на определенные духовные запросы советского общества периода «оттепели». Представленная в нем утопическая картина будущего не была отражением официальной идеологии и официального политического курса, но отклонялась от них, выражая надежду на дальнейшую антиавторитарную эволюцию. После того, как эти надежды в конце 1960-х гг. не оправдались, Ефремов переходит к более критической оценке советской действительности, но при этом не отказывается от утопического элемента, в некоторых отношениях даже усиливая его, подчеркивая физическое и духовное совершенство людей будущего. Эгалитаризм, характерный для левых утопических проектов, дополняется у Ефремова духовным измерением, обращением к восточным (индо-буддистским) практикам саморегулирования психики, гармонизации межличностных отношений и отношений с природой. Сходную эволюцию проходят и братья Стругацкие: от энтузиазма начала 1960-х гг. (вдохновленного в том числе и романом Ефремова) к разочарованию и деконструкции утопического идеала, созданного ими ранее. Но, столкнувшись с тупиком, в который зашел гуманистический проект человека, ни Ефремов, ни Стругацкие не осмелились радикально расширить его, превратив в постгуманистический проект и включив в него искусственный разум, негуманоидных разумных существ и постлюдей, как это делают современные социальные философы. |
Ключевые слова |
человек, общество, утопия, Иван Ефремов, братья Стругацкие |
Название журнала |
Filosofiya. Zhurnal Vysshey Shkoly Ekonomiki
|
URL |
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85205251189&doi=10.17323%2f2587-8719-2024-2-74-86&partnerID=40&md5=387f6f188788679093379ad71b1d9189 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=305415 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Сергеев Сергей Алексеевич |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Sergeev S., HOMO NOVUS IN THE UTOPIAN PROJECTS OF SOVIET SCIENCE FICTION WRITERS OF THE 1950-80S//Filosofiya. Zhurnal Vysshey Shkoly Ekonomiki. - 2024. - Vol.8, Is.2. - P.74-86. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=305415 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Filosofiya. Zhurnal Vysshey Shkoly Ekonomiki |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье рассматривается, каким образом проблемы социального переустройства общества и пересоздания человека решились в утопических проектах советских фантастов 1950-х – 1980-х гг. Первым таким проектом в указанный период стал роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Роман этот возник как ответ на определенные духовные запросы советского общества периода «оттепели». Представленная в нем утопическая картина будущего не была отражением официальной идеологии и официального политического курса, но отклонялась от них, выражая надежду на дальнейшую антиавторитарную эволюцию. После того, как эти надежды в конце 1960-х гг. не оправдались, Ефремов переходит к более критической оценке советской действительности, но при этом не отказывается от утопического элемента, в некоторых отношениях даже усиливая его, подчеркивая физическое и духовное совершенство людей будущего. Эгалитаризм, характерный для левых утопических проектов, дополняется у Ефремова духовным измерением, обращением к восточным (индо-буддистским) практикам саморегулирования психики, гармонизации межличностных отношений и отношений с природой. Сходную эволюцию проходят и братья Стругацкие: от энтузиазма начала 1960-х гг. (вдохновленного в том числе и романом Ефремова) к разочарованию и деконструкции утопического идеала, созданного ими ранее. Но, столкнувшись с тупиком, в который зашел гуманистический проект человека, ни Ефремов, ни Стругацкие не осмелились радикально расширить его, превратив в постгуманистический проект и включив в него искусственный разум, негуманоидных разумных существ и постлюдей, как это делают современные социальные философы. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
человек |
ru_RU |
dc.subject |
общество |
ru_RU |
dc.subject |
утопия |
ru_RU |
dc.subject |
Иван Ефремов |
ru_RU |
dc.subject |
братья Стругацкие |
ru_RU |
dc.title |
HOMO NOVUS IN THE UTOPIAN PROJECTS OF SOVIET SCIENCE FICTION WRITERS OF THE 1950-80S |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в зарубежных журналах и сборниках |
ru_RU |
|