Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС: МЕТОДИКА ECERS-R
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Башинова Светлана Николаевна, автор
  • Васина Вероника Викторовна, автор
  • Нигматуллина Ирина Александровна, автор
  • Садретдинова Эльвира Азгамовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Садретдинова Э.А., Башинова С.Н., Нигматуллина И.А., Васина В.В. Оценка качества образовательной среды в детском саду для детей с РАС: методика ECERS-R // Аутизм и нарушения развития, 2024, т. 22, 3,С. 29-39
    Аннотация Актуальность и цель. При комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) необходимо создание особой образовательной среды. Проведено исследование качества образовательной среды коррекционной дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с РАС при помощи инструмента Шкала оценки окружающей среды в раннем детстве (ECERS-R), созданного для оценки среды в ДОО для обычных детей. Методы и методики. Диагностическая методика ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) оценивает основные составляющие образовательной среды дошкольной организации (ДО) по семи областям: «пространство и оборудование»; «присмотр и уход за детьми»; «речь и мышление»; «занятия»; «взаимодействие»; «структурирование педагогической работы»; «родители и воспитатели». В 10 группах детей в возрасте от 2 до 8 лет специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» проведен оценочный мониторинг качества работы ДОО внешними и внутренними (сотрудниками ДОО) экспертами. Результаты. Выявлены наиболее сильные стороны организации образовательной среды детского сада для детей с РАС: «взаимодействие педагогов с детьми» и «структурирование программы и самой педагогической работы». Более низкие результаты получены по шкалам: «развитие речи и мышления», «занятия». Помещение и оборудование оценены внешними и внутренними экспертами одинаково (4,5 балла), что косвенно свидетельствует об объективности экспертной оценки. Внутренние эксперты в вопросах ухода за детьми с РАС поставили себе низкие баллы – 3,4 балла. Внешние эксперты оценили сложность (трудность) ухода за детьми с РАС выше – 3,6 балла. Выводы. В целом, сотрудники детского сада, ежедневно работая с детьми в данной образовательной среде, значительно выше оценили ее качество, чем внешние эксперты. Это обусловлено спецификой образовательной среды для детей с РАС, а также индивидуальными особенностями детей. Для качественной оценки образовательной среды с помощью ECERS-R в садике со специальной (коррекционной) направленностью инструмент нуждается в адаптации с учетом особых образовательных потребностей детей. Используя результаты исследования, сотрудники ДОО «МЫ ВМЕСТЕ» планируют доработку образовательной среды.
    Ключевые слова расстройства аутистического спектра (РАС); дошкольный возраст; комплексная оценка качества образовательной среды; инструмент Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS-R); детский сад для детей с РАС МЫ ВМЕСТЕ; мониторинг
    Название журнала Аутизм и нарушения развития
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=305742

    Полная запись метаданных