Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Башинова Светлана Николаевна, автор
Васина Вероника Викторовна, автор
Нигматуллина Ирина Александровна, автор
|
|
Садретдинова Эльвира Азгамовна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Садретдинова Э.А., Башинова С.Н., Нигматуллина И.А., Васина В.В. Оценка качества образовательной среды в детском саду для детей с РАС: методика ECERS-R // Аутизм и нарушения развития, 2024, т. 22, 3,С. 29-39 |
Аннотация |
Актуальность и цель. При комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) необходимо создание особой образовательной среды. Проведено исследование качества образовательной среды коррекционной дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с РАС при помощи инструмента Шкала оценки окружающей среды в раннем детстве (ECERS-R), созданного для оценки среды в ДОО для обычных детей.
Методы и методики. Диагностическая методика ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) оценивает основные составляющие образовательной среды дошкольной организации (ДО) по семи областям: «пространство и оборудование»; «присмотр и уход за детьми»; «речь и мышление»; «занятия»; «взаимодействие»; «структурирование педагогической работы»; «родители и воспитатели». В 10 группах детей в возрасте от 2 до 8 лет специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» проведен оценочный мониторинг качества работы ДОО внешними и внутренними (сотрудниками ДОО) экспертами.
Результаты. Выявлены наиболее сильные стороны организации образовательной среды детского сада для детей с РАС: «взаимодействие педагогов с детьми» и «структурирование программы и самой педагогической работы». Более низкие результаты получены по шкалам: «развитие речи и мышления», «занятия». Помещение и оборудование оценены внешними и внутренними экспертами одинаково (4,5 балла), что косвенно свидетельствует об объективности экспертной оценки. Внутренние эксперты в вопросах ухода за детьми с РАС поставили себе низкие баллы – 3,4 балла. Внешние эксперты оценили сложность (трудность) ухода за детьми с РАС выше – 3,6 балла.
Выводы. В целом, сотрудники детского сада, ежедневно работая с детьми в данной образовательной среде, значительно выше оценили ее качество, чем внешние эксперты. Это обусловлено спецификой образовательной среды для детей с РАС, а также индивидуальными особенностями детей. Для качественной оценки образовательной среды с помощью ECERS-R в садике со специальной (коррекционной) направленностью инструмент нуждается в адаптации с учетом особых образовательных потребностей детей. Используя результаты исследования, сотрудники ДОО «МЫ ВМЕСТЕ» планируют доработку образовательной среды.
|
Ключевые слова |
расстройства аутистического спектра (РАС); дошкольный возраст; комплексная оценка качества образовательной среды; инструмент Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS-R); детский сад для детей с РАС МЫ ВМЕСТЕ; мониторинг |
Название журнала |
Аутизм и нарушения развития
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=305742 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Башинова Светлана Николаевна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Васина Вероника Викторовна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Нигматуллина Ирина Александровна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Садретдинова Эльвира Азгамовна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Садретдинова Э.А., Башинова С.Н., Нигматуллина И.А., Васина В.В. Оценка качества образовательной среды в детском саду для детей с РАС: методика ECERS-R // Аутизм и нарушения развития, 2024, т. 22, 3,С. 29-39 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=305742 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Аутизм и нарушения развития |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальность и цель. При комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) необходимо создание особой образовательной среды. Проведено исследование качества образовательной среды коррекционной дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с РАС при помощи инструмента Шкала оценки окружающей среды в раннем детстве (ECERS-R), созданного для оценки среды в ДОО для обычных детей.
Методы и методики. Диагностическая методика ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) оценивает основные составляющие образовательной среды дошкольной организации (ДО) по семи областям: «пространство и оборудование»; «присмотр и уход за детьми»; «речь и мышление»; «занятия»; «взаимодействие»; «структурирование педагогической работы»; «родители и воспитатели». В 10 группах детей в возрасте от 2 до 8 лет специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» проведен оценочный мониторинг качества работы ДОО внешними и внутренними (сотрудниками ДОО) экспертами.
Результаты. Выявлены наиболее сильные стороны организации образовательной среды детского сада для детей с РАС: «взаимодействие педагогов с детьми» и «структурирование программы и самой педагогической работы». Более низкие результаты получены по шкалам: «развитие речи и мышления», «занятия». Помещение и оборудование оценены внешними и внутренними экспертами одинаково (4,5 балла), что косвенно свидетельствует об объективности экспертной оценки. Внутренние эксперты в вопросах ухода за детьми с РАС поставили себе низкие баллы – 3,4 балла. Внешние эксперты оценили сложность (трудность) ухода за детьми с РАС выше – 3,6 балла.
Выводы. В целом, сотрудники детского сада, ежедневно работая с детьми в данной образовательной среде, значительно выше оценили ее качество, чем внешние эксперты. Это обусловлено спецификой образовательной среды для детей с РАС, а также индивидуальными особенностями детей. Для качественной оценки образовательной среды с помощью ECERS-R в садике со специальной (коррекционной) направленностью инструмент нуждается в адаптации с учетом особых образовательных потребностей детей. Используя результаты исследования, сотрудники ДОО «МЫ ВМЕСТЕ» планируют доработку образовательной среды.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
|
ru_RU |
dc.title |
Оценка качества образовательной среды в детском саду для детей с РАС: методика ECERS-R |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|