Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ASSESSMENT OF THE QUALITY OF THE KINDERGARTEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH ASD: ECERS-R
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Башинова Светлана Николаевна, автор
  • Васина Вероника Викторовна, автор
  • Нигматуллина Ирина Александровна, автор
  • Садретдинова Эльвира Азгамовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Assessment of the Quality of the Kindergarten Educational Environment for Children with ASD: ECERS-R (2024-10-31) / Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 3. С. 30–39
    Аннотация Актуальность и цель. При комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) особое внимание уделяется созданию специальной образовательной среды. Проведена апробация ин струмента Шкала оценки окружающей среды в раннем детстве (ECERS-R) при исследовании качества образовательной среды в дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с РАС. Учитывалось, что инструмент ECERS-R создан для оценки среды в ДОО для обычных детей. Методы и методики. Диагностическая методика ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) оцени вает основные составляющие образовательной среды ДОО по семи областям: пространство и оборудование; присмотр и уход за детьми; речь и мышление; занятия; взаимодействие; структурирование педагогической работы; родители и воспитатели. В 10 группах детей в возрасте от 2-х до 8-ми лет специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» проведен оценочный мониторинг качества работы ДОО внешними и внутренними (сотрудниками ДОО) экспертами при помощи ECERS-R. Результаты. В целом, сотрудники детского сада, ежедневно работая с детьми в данной образовательной среде, значи тельно выше оценили ее качество, чем внешние эксперты, не имеющие опыта работы с детьми с РАС. Наиболее сильные стороны организации среды в ДОО для детей с РАС: «взаимодействие педагогов с детьми» (внешние эксперты оценили в 5,3 б., внутренние в 6,4 б.) и «структурирование программы и самой педагогической работы» (внешние эксперты — 4,2 б., внутренние — 6 б.). Более низкие результаты получены по шкалам: «развитие речи и мышления» (внешние эксперты — 2,4 б., внутренние — 3,5 б.), «занятия» (внешние эксперты — 2,7 б., внутренние — 3,1 б.). Внутренние эксперты за уход за детьми поставили 3,4 б., внешние эксперты оценили уход как более сложный — в 3,6 б. Выводы. Установлено, что инструмент не оценивает некоторые специальные условия для детей с РАС: созда ние обедненной среды для формирования навыков просьбы, концентрации, инициативного социального поведения; создание индивидуальных условий для разгрузки каждого ребенка. Для качественной оценки образовательной среды с помощью методики ECERS-R в садике со специальной (коррекционной) направленностью инструмент нуждается в адаптации с учетом особых образовательных потребностей детей. Целесообразно введение дополнительных шкал в зависимости от нозологической группы.
    Ключевые слова расстройства аутистического спектра, дошкольный возраст, комплексная оценка качества образовательной среды, инструмент Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS-R), мониторинг
    Название журнала Аутизм и нарушения развития
    URL https://doi.org/10.17759/autdd.2024220304
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=306024

    Полная запись метаданных