Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕНТАЛЬНЫХ СТРУКТУР И ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ХОДЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Климанова Алла Владленовна, автор
  • Прохоров Александр Октябринович, автор
  • Чернов Альберт Валентинович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Прохоров, А.О., Климанова А.В., Чернов А.В. Динамика взаимосвязи ментальных структур и эффективности саморегуляции положительных состояний в ходе учебных занятий студентов // Образование и саморазвитие. – 2024. – Т. 19, № 3. – С. 134-148. – DOI 10.26907/esd.19.3.10
    Аннотация данной статье приведены результаты исследования, которое посвящено динамике изменений положительных психических состояний в ходе учебной деятельности студентов высшего учебного заведения, их взаимосвязи с ментальными структурами и эффективностью саморегуляции состояний. Взаимосвязи ментальных структур (рефлексивных, смысловых, системы Я) с положительными психическими состояниями исследовались и впоследствии анализировались в ходе учебного занятия (начало занятия, середина, где прослеживается пик активности студентов, и конец занятия). Целью исследования был анализ взаимосвязи структур сознания с эффективностью саморегуляции положительных состояний в динамике учебной деятельности студентов. Исследование особенностей психических состояний и эффективности их саморегуляции осуществлялось в ходе выполнения студентами группового задания на семинарском занятии. В работе использовались известные методики диагностики ментальных структур и психических состояний, а также специально разработанный инструментарий изучения эффективности саморегуляции и выраженности положительных состояний. Выявлено, что к середине учебного занятия интенсивность положительных состояний усиливается, а к завершению – происходит снижение активности переживаний студентов. Показана связь положительных состояний с активностью ментальных структур на занятии и высоким уровнем эффективности саморегуляции. Обнаружено, что эффективность саморегуляции состояний в начале занятия связана со смысловыми структурами, в середине – со смысловыми структурами и с самооценкой, в конце занятия особое значение приобретают рефлексивные структуры. Полученные результаты обладают новизной и могут быть использованы для разработки методов актуализации и поддержания положительных состояний в ходе учебной деятельности.
    Ключевые слова динамика состояний, положительные состояния, ментальная структура, эффективность саморегуляции, учебная деятельность.
    Название журнала Образование и саморазвитие
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=306258

    Полная запись метаданных