Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Басина Ирина Сергеевна, автор
Прохоров Александр Октябринович, автор
Чернов Альберт Валентинович, автор
Юсупов Марк Геннадьевич, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г., Басина И.С. Динамика ментальной регуляции психических состояний студентов в различных условиях учебной деятельности. // Экспериментальная психология. – 2024. – Т. 17, № 3. – С. 130-143. – DOI 10.17759/exppsy.2024170309 |
Аннотация |
В статье исследуются динамические особенности ментальной регуляции психических состояний студентов в различных по напряженности условиях учебной деятельности. Теоретическим основанием исследования являются представления об осознанной регуляции психических состояний, согласно которым ментальная регуляторная система выполняет управляющую функцию по отношению к состояниям субъекта. По результатам эмпирического исследования показана специфика включенности показателей ментальной регуляции в изменение характеристик психических состояний на различных этапах трех основных форм учебной деятельности студентов (лекция, семинар, экзамен). Установлено, что показатели ментальной регуляции (самоотношения,
смысложизненные ориентации, рефлексия) обусловливают в среднем 25% вариации интенсивности психических состояний в условиях семинарских и лекционных занятий. Наибольшая включенность и устойчивость корреляционных связей между психическими состояниями и показателями ментальной регуляции наблюдается в начале и конце семинаров и семестровых экзаменов. С возрастанием напряженности учебной ситуации (от лекций к экзаменам) усиливается включенность показателей самоотношения в регуляцию состояний. В динамике ментальной регуляции психических состояний показатели самоотношения выходят на первый план, они связаны с интенсивностью состояний на всех этапах учебной деятельности. В условиях семинарских занятий ведущими в системе взаимосвязей с психическими состояниями
являются показатели саморуководства и отраженного самоотношения, в ситуации сдачи экзаменов — самопринятия. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей и психологов в образовании, разрабатывающих технологии повышения эффективности обучения с опорой на
внутренние ресурсы студентов, включающие способность целенаправленно изменять свое состояние в соответствии с динамикой учебной деятельности. |
Ключевые слова |
психические состояния, сознание, динамика, саморегуляция, учебная деятельность, формы обучения. |
Название журнала |
Экспериментальная психология
|
URL |
https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2024_n3/Prokhorov_Chernov_et_al |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=306261 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Басина Ирина Сергеевна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Прохоров Александр Октябринович |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Чернов Альберт Валентинович |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Юсупов Марк Геннадьевич |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г., Басина И.С. Динамика ментальной регуляции психических состояний студентов в различных условиях учебной деятельности. // Экспериментальная психология. – 2024. – Т. 17, № 3. – С. 130-143. – DOI 10.17759/exppsy.2024170309 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=306261 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Экспериментальная психология |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье исследуются динамические особенности ментальной регуляции психических состояний студентов в различных по напряженности условиях учебной деятельности. Теоретическим основанием исследования являются представления об осознанной регуляции психических состояний, согласно которым ментальная регуляторная система выполняет управляющую функцию по отношению к состояниям субъекта. По результатам эмпирического исследования показана специфика включенности показателей ментальной регуляции в изменение характеристик психических состояний на различных этапах трех основных форм учебной деятельности студентов (лекция, семинар, экзамен). Установлено, что показатели ментальной регуляции (самоотношения,
смысложизненные ориентации, рефлексия) обусловливают в среднем 25% вариации интенсивности психических состояний в условиях семинарских и лекционных занятий. Наибольшая включенность и устойчивость корреляционных связей между психическими состояниями и показателями ментальной регуляции наблюдается в начале и конце семинаров и семестровых экзаменов. С возрастанием напряженности учебной ситуации (от лекций к экзаменам) усиливается включенность показателей самоотношения в регуляцию состояний. В динамике ментальной регуляции психических состояний показатели самоотношения выходят на первый план, они связаны с интенсивностью состояний на всех этапах учебной деятельности. В условиях семинарских занятий ведущими в системе взаимосвязей с психическими состояниями
являются показатели саморуководства и отраженного самоотношения, в ситуации сдачи экзаменов — самопринятия. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей и психологов в образовании, разрабатывающих технологии повышения эффективности обучения с опорой на
внутренние ресурсы студентов, включающие способность целенаправленно изменять свое состояние в соответствии с динамикой учебной деятельности. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
психические состояния |
ru_RU |
dc.subject |
сознание |
ru_RU |
dc.subject |
динамика |
ru_RU |
dc.subject |
саморегуляция |
ru_RU |
dc.subject |
учебная деятельность |
ru_RU |
dc.subject |
формы обучения. |
ru_RU |
dc.title |
Динамика ментальной регуляции психических состояний студентов в различных условиях учебной деятельности |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|