Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ГАБДУЛХАКОВ, В.Ф. (2024). КОНЦЕНТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ. СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 18(5), 28–41. HTTPS://DOI.ORG/10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Габдулхаков, В.Ф. (2024). Концентрация информации в речи детей-билингвов. Современное дошкольное образование, 18(5), 28–41. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41
    Аннотация Актуальность. В настоящее время наблюдается снижение концентрации информации в само-стоятельных высказываниях детей-билингвов дошкольного возраста, что негативно сказывает-ся на их когнитивном и социально-коммуникативном развитии. Это усугубляется отсутствием методического опыта и системных подходов к развитию информационной насыщенности речи в дошкольных учреждениях, что требует внимания как со стороны ученых, так и практиков в сфере педагогики. Цель. Определить уровень концентрации информации в зависимости от типа билингвизма в речи у детей дошкольного возраста.Выборка. Исследование концентрации информации в речи детей-билингвов проводи-лось в течение нескольких лет (2012–2022 гг.) на базе двуязычных детских садов Татарста-на. Выборка составила 719 высказываний детей, зафиксированных и запротоколированных в письменном виде. Методы. В качестве методов исследования были использованы лингвистические процедуры анализа текста, связанные с оптимизацией понимания высказывания немецких и советских психолингвистов (У. Геллинг, А. Мюллер, С. Швиер, Я. Микк), педагогический эксперимент, ме-тоды математической обработки результатов. Эмпирическим материалом для анализа стали высказывания старших дошкольников на русском и татарском языках. Анализировались пересказы на русском языке сказок, рекомендованных для старших дошкольников. Результаты. Основные результаты исследования заключаются в разработке и адаптации процедур диагностики концентрации информации в речи детей-билингвов, специально ориентированные на русскоязычные тексты; особенности дифференциации программ в зависимости от типа билингвизма (координативного, субординативного, смешанного); методические аспекты работы над концентрацией информации: межкультурный, иллюстративно-наглядный, музыкально-эстетический, изобразительно-творческий, коммуникативно-творческий и смысловой.
    Ключевые слова концентрация информации, интерпретация информации, связная речь, дети-билингвы, тип билингвизма, диагностические процедуры, психолингвистика
    Название журнала Современное дошкольное образование. Теория и практика
    URL https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=306377
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    F_SDO_05_2024_02_gabdulhakov.pdf 4,59 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных