Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2024 |
Язык | русский |
|
Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Концентрация информации в речи детей-билингвов. Современное дошкольное образование, 18(5), 28–41. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41 |
Аннотация |
Актуальность. В настоящее время наблюдается снижение концентрации информации в само-стоятельных высказываниях детей-билингвов дошкольного возраста, что негативно сказывает-ся на их когнитивном и социально-коммуникативном развитии. Это усугубляется отсутствием методического опыта и системных подходов к развитию информационной насыщенности речи в дошкольных учреждениях, что требует внимания как со стороны ученых, так и практиков в сфере педагогики. Цель. Определить уровень концентрации информации в зависимости от типа билингвизма в речи у детей дошкольного возраста.Выборка. Исследование концентрации информации в речи детей-билингвов проводи-лось в течение нескольких лет (2012–2022 гг.) на базе двуязычных детских садов Татарста-на. Выборка составила 719 высказываний детей, зафиксированных и запротоколированных в письменном виде. Методы. В качестве методов исследования были использованы лингвистические процедуры анализа текста, связанные с оптимизацией понимания высказывания немецких и советских психолингвистов (У. Геллинг, А. Мюллер, С. Швиер, Я. Микк), педагогический эксперимент, ме-тоды математической обработки результатов. Эмпирическим материалом для анализа стали высказывания старших дошкольников на русском и татарском языках. Анализировались пересказы на русском языке сказок, рекомендованных для старших дошкольников. Результаты. Основные результаты исследования заключаются в разработке и адаптации процедур диагностики концентрации информации в речи детей-билингвов, специально ориентированные на русскоязычные тексты; особенности дифференциации программ в зависимости от типа билингвизма (координативного, субординативного, смешанного); методические аспекты работы над концентрацией информации: межкультурный, иллюстративно-наглядный, музыкально-эстетический, изобразительно-творческий, коммуникативно-творческий и смысловой. |
Ключевые слова |
концентрация информации, интерпретация информации, связная речь, дети-билингвы, тип билингвизма, диагностические процедуры, психолингвистика |
Название журнала |
Современное дошкольное образование. Теория и практика
|
URL |
https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=306377 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Габдулхаков Валерьян Фаритович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Концентрация информации в речи детей-билингвов. Современное дошкольное образование, 18(5), 28–41. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=306377 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современное дошкольное образование. Теория и практика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальность. В настоящее время наблюдается снижение концентрации информации в само-стоятельных высказываниях детей-билингвов дошкольного возраста, что негативно сказывает-ся на их когнитивном и социально-коммуникативном развитии. Это усугубляется отсутствием методического опыта и системных подходов к развитию информационной насыщенности речи в дошкольных учреждениях, что требует внимания как со стороны ученых, так и практиков в сфере педагогики. Цель. Определить уровень концентрации информации в зависимости от типа билингвизма в речи у детей дошкольного возраста.Выборка. Исследование концентрации информации в речи детей-билингвов проводи-лось в течение нескольких лет (2012–2022 гг.) на базе двуязычных детских садов Татарста-на. Выборка составила 719 высказываний детей, зафиксированных и запротоколированных в письменном виде. Методы. В качестве методов исследования были использованы лингвистические процедуры анализа текста, связанные с оптимизацией понимания высказывания немецких и советских психолингвистов (У. Геллинг, А. Мюллер, С. Швиер, Я. Микк), педагогический эксперимент, ме-тоды математической обработки результатов. Эмпирическим материалом для анализа стали высказывания старших дошкольников на русском и татарском языках. Анализировались пересказы на русском языке сказок, рекомендованных для старших дошкольников. Результаты. Основные результаты исследования заключаются в разработке и адаптации процедур диагностики концентрации информации в речи детей-билингвов, специально ориентированные на русскоязычные тексты; особенности дифференциации программ в зависимости от типа билингвизма (координативного, субординативного, смешанного); методические аспекты работы над концентрацией информации: межкультурный, иллюстративно-наглядный, музыкально-эстетический, изобразительно-творческий, коммуникативно-творческий и смысловой. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
концентрация информации |
ru_RU |
dc.subject |
интерпретация информации |
ru_RU |
dc.subject |
связная речь |
ru_RU |
dc.subject |
дети-билингвы |
ru_RU |
dc.subject |
тип билингвизма |
ru_RU |
dc.subject |
диагностические процедуры |
ru_RU |
dc.subject |
психолингвистика |
ru_RU |
dc.title |
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Концентрация информации в речи детей-билингвов. Современное дошкольное образование, 18(5), 28–41. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41 |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|