Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
USING IMMERSIVE VIRTUAL ENVIRONMENTS FOR TEACHING AND SOCIALIZING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
Форма представленияСтатьи в зарубежных журналах и сборниках
Год публикации2024
Языкрусский
  • Болтушкин Антон Александрович, автор
  • Гузельбаева Гузель Яхиевна, автор
  • Кугуракова Влада Владимировна, автор
  • Садретдинова Эльвира Азгамовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Kugurakova V.V., Guzelbaeva G.Y., Sadretdinova E.A., Boltushkin A.A. Using immersive virtual environments for teaching and socializing children with autism spectrum disorder [Ispol'zovanie immersivnyh virtual'nyh sred dlya obucheniya i socializacii detej s rasstrojstvom autisticheskogo spektra] // Kazan medical journal. - 2024. - Vol. 105. - N. 5. - P. 782-796. doi: 10.17816/KMJ593044
    Аннотация Исследовательский интерес авторов статьи направлен на развитие детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и возможности технологий виртуальной реальности для обучения и развития детей в игровой среде. Сделан обзор статей, опубликованных в рецензируемых журналах и размещённых в базе данных Scopus и поисковой системе по научным публикациям Google Scholar за последние 10 лет. Цель обзора — выявление международного исследовательского опыта относительно влияния виртуальных сред и аппаратного обеспечения на детей с расстройством аутистического спектра, их потенциальной эффективности, рекомендуемых условий и ограничений применения виртуальной реальности для социальной адаптации, развития коммуникативных, когнитивных и мотивационных навыков. Проанализированные в обзоре статьи сконцентрированы на изучении следующих вопросов: возможности и результаты применения разных типов технологий виртуальной реальности для развития у детей с аутизмом различных навыков и способностей; использование виртуальной реальности для работы с проблемами и рисками; а также особенности, ограничения и безопасность использования гарнитур для виртуальной реальности детьми с расстройством аутистического спектра. Рекомендовано использование иммерсивной виртуальной среды для детей с аутизмом при следующих условиях: присутствие близких и доверенных людей (воспитателей или родителей), наличие реальных игровых объектов для переключения детей после выхода из виртуальной среды и отвлечения внимания от возможных негативных эффектов использования гаджетов, продолжение общения с ребёнком после сеанса виртуальной реальности в обычном физическом пространстве для практики обучаемого навыка, конкретные временные пределы пребывания в виртуальной среде и др. Сделан вывод о том, что результаты применения технологий виртуальной реальности остаются противоречивыми, однако валидные данные научных исследований позволяют утверждать, что использование иммерсивных виртуальных сред приемлемо, может быть эффективным для обучения детей с расстройством аутистического спектра и при соблюдении определённых условий адекватно ими воспринимается.
    Ключевые слова расстройство аутистического спектра, аутизм, технологии виртуальной реальности, видеоигры, развитие ребёнка, пространственное обучение
    Название журнала Kazan Medical Journal
    URL https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85206890477&doi=10.17816%2fKMJ593044&partnerID=40&md5=ce03d8e93e06e3421787d57c88e9b051
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=306456

    Полная запись метаданных