Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ НЕУСПЕШНЫХ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ИНТЕРНЕТА
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2023
Языкрусский
  • Gayfullina Natalya Gennadevna, author
  • Ismailova Nailya Irkinovna, author
  • Bibliographic description in the original language Ismailova N.I., Gayfullina N.G. Kognitivnye sposobnosti neuspeshnykh v obuchenii podrostkov, yavlyayushhikhsya zavisimymi ot interneta / N.I. Ismailova, N.G. Gayfullina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - Yalta: RIO GPA, 2023. – Vyp. 78. – Ch. 1. – S. 285–287. (VAK)
    Annotation В статье приводятся данные эмпирического исследования когнитивных способностей обучающихся подросткового возраста. В сравнительной характеристике рассматриваются когнитивные способности двух равных групп школьников, которые разделились по слабовыраженным (30 человек) и сильновыраженным (30 человек) признакам интернет-зависимости. Целью исследования стало изучение возможного влияния активного использования интернета на когнитивные способности подростков. Психодиагностическое исследование состоялось с использованием беседы по Войскунскому А.Е., «Теста на выявление интернет-зависимости; методик исследования когнитивных способностей: «Заучивание 10 слов»; «Сложные аналогии»; «Шифровка». Для интерпретации данных применялся количественный и качественный анализ полученных данных и метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. В процессе исследования выяснилось, что все респонденты являются интернет-зависимыми, но разделяются по степени выраженности на школьников со слабовыраженными и сильновыраженными признаками интернет-зависимости. У большинства школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимость проявляется через социальное взаимодействие в виртуальном пространстве, тогда как у большинства школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимость проявляется посредством компенсации плохого настроения в виртуальном времяпровождении. В результате исследования когнитивных способностей выявилось, что мнемические когнитивные способности одинаково высоко сформированы как у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости, так и у школьников со сильновыраженными признаками интернет-зависимости. Мыслительные когнитивные способности также хорошо развиты у всех школьников вне степени интернет-зависимости, что позволяет им понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную связь в образцах и выделять абстрактные связи. Однако сформированность аттенционных когнитивных способностей имеют статистически значимы различия у школьников с разной степенью интернет-зависимости. Способность детей концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки определенного объема информации достоверно лучше развито у школьников со слабовыраженными признаками интернет- зависимости. А у школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости определяется слабость концентрации и низкая степень переключения внимания.
    Keywords когнитивные способности, подростки, интернет-зависимость, влияние, психодиагностика, виртуальная сеть.
    The name of the journal Проблемы современного педагогического образования
    URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50467950
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=277200&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    Ismailova_N.I._VAK_yanvar_2023_g..pdf 0,70 pdf show / download

    Full metadata record