Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
МОДЕРНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ПРОТИВ МОДЕРНА: КРИТИКА ПРОГРЕССА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (СЛУЧАЙ АРХИЕПИСКОПА НИКАНОРА [БРОВКОВИЧА] И К. Н. ЛЕОНТЬЕВА)
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2017
Языкрусский
  • Соловьев Артем Павлович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Соловьев А.П. Модерный традиционализм против модерна: критика прогресса в России второй половины XIX в. (случай архиепископа Никанора [Бровковича] и К. Н. Леонтьева) / А.П. Соловьев // Социологическое обозрение. - 2017. - № 2. - С. 253–274.
    Аннотация Архиепископ Никанор (Бровкович) (1826–1890) и Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) — представители русского консерватизма второй половины XIX века, чьи идеи часто рассматриваются как тождественные. Их воззрения можно отнести к культуркритическому направлению традиционалистского типа, которое видит в модернизационных процессах угрозу для существования естественной среды обитания человека и самого человека. Аргументами против прогресса у этих мыслителей являются утверждения о том, что модернизация гомогенизирует культуру и разрушает традиционные ценности. Для выявления различий между воззрениями архиепископа Никанора и Леонтьева автор обращается к теории «компенсации» И. Риттера, Г. Люббе и О. Маркварда, по которой модерн вырабатывает способы компенсации собственной рациональной гомогенности. Среди этих способов — интерес к иррациональному и уникальному, к индивидуальной «истории происхождения», к традиции. Таким образом, и сама культуркритика оказывается способом компенсации унифицирующих последствий модернизации. Леонтьев обращается к «византизму» как традиционному типу культуры для противопоставления его модерну, а архиепископ Никанор — к идеалу личностной православной святости. Это вскрывает некоторое различие между ними, несмотря на то что их традиционализм оказывается одинаково модерным, выполняя функцию компенсации. Но если Леонтьев проектирует способы разрушения модерна, связывая это с прогнозируемой им в рамках политического авангарда победой социализма, приводящего к новому феодализму, то архиепископ Никанор считает прогресс неизбежным, предлагая компенсировать его негативные последствия обращением к иррациональным и уникальным аспектам традиционной религиозности.
    Ключевые слова Никанор (Бровкович), Леонтьев, культуркритика, модерн, компенсация, авангард, традиционализм
    Название журнала Социологическое обозрение
    URL https://sociologica.hse.ru/data/2017/06/30/1171216956/SocOboz_16_2_253-274_Soloviev.pdf
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=197761

    Полная запись метаданных