Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2019 |
Язык | русский |
|
Сафиуллина Лилия Гарифулловна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Сафиуллина Л. Г. Жанр перформанса в творчестве современных казанских композиторов / Л.Г. Сафиуллина, Л.А. Мингалиева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки (ВАК) - 2019. - Т. 19. - №4. - С. 94-101. - DOI: 10.14529/ssh190412 |
Аннотация |
В статье рассматриваются перформативные тенденции в музыкальном искусстве крупных нестоличных городов (на примере Казани). Произведения Рашида Калимуллина «С петлёй на шее», Эльмира Низамова «В полной темноте или Музыка на ощупь», Романа Пархоменко «Шел Наполеон-то на Россию воевать» ранее не становились предметом исследования. Созданные в конце XX – XXI вв. и представляющие разные способы отражения действительности (трагический, лирический, сатирический), они демонстрируют возрастающий интерес казанских композиторов к жанру музыкального перформанса. Сочинения отличают концептуальность, синтетичность и синестетичность, новое ощущение времени и пространства, телесность, иммерсивность и импровизационность. Построенные на авангардной стилистике, они отрицают жесткую закрепленность текста, используют приемы алеаторики, элементы репетитивной техники. Однако полной деконструкции формы не происходит. Содержательное поле казанских перформансов простирается далеко за рамки эпатажа публики, поднимая темы добра и зла, жизни и смерти, осознания роли художника в современном мире, поиска способов коммуникации между людьми, осмеяния стремления к мировому господству. При этом каждая из композиций допускает «мерцание смыслов», возможность семантической инверсии. Особенностью казанских перформансов является их исполнение в академических залах, а не на альтернативных площадках. Но сам способ подачи материала «взрывает» изнутри привычный антураж, бросая вызов «консервативным» ожиданиям публики. В результате традиционные концертные сцены начинают функционировать в новом для себя качестве, становятся полем для смелых экспериментов. Музыкальные перформансы дополняют представления о «неформальном облике» Казани, выдвигая ее в ряд городов-трансляторов идей современной культуры.
|
Ключевые слова |
музыкальный перформанс, трагифарс, Рашид Калимуллин, Эльмир Низамов, Роман Пархоменко |
Название журнала |
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика
|
URL |
https://elibrary.ru/download/elibrary_40629683_78252236.pdf |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=211033 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Сафиуллина Лилия Гарифулловна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2019-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2019-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2019 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Сафиуллина Л. Г. Жанр перформанса в творчестве современных казанских композиторов / Л.Г. Сафиуллина, Л.А. Мингалиева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки (ВАК) - 2019. - Т. 19. - №4. - С. 94-101. - DOI: 10.14529/ssh190412 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=211033 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье рассматриваются перформативные тенденции в музыкальном искусстве крупных нестоличных городов (на примере Казани). Произведения Рашида Калимуллина «С петлёй на шее», Эльмира Низамова «В полной темноте или Музыка на ощупь», Романа Пархоменко «Шел Наполеон-то на Россию воевать» ранее не становились предметом исследования. Созданные в конце XX – XXI вв. и представляющие разные способы отражения действительности (трагический, лирический, сатирический), они демонстрируют возрастающий интерес казанских композиторов к жанру музыкального перформанса. Сочинения отличают концептуальность, синтетичность и синестетичность, новое ощущение времени и пространства, телесность, иммерсивность и импровизационность. Построенные на авангардной стилистике, они отрицают жесткую закрепленность текста, используют приемы алеаторики, элементы репетитивной техники. Однако полной деконструкции формы не происходит. Содержательное поле казанских перформансов простирается далеко за рамки эпатажа публики, поднимая темы добра и зла, жизни и смерти, осознания роли художника в современном мире, поиска способов коммуникации между людьми, осмеяния стремления к мировому господству. При этом каждая из композиций допускает «мерцание смыслов», возможность семантической инверсии. Особенностью казанских перформансов является их исполнение в академических залах, а не на альтернативных площадках. Но сам способ подачи материала «взрывает» изнутри привычный антураж, бросая вызов «консервативным» ожиданиям публики. В результате традиционные концертные сцены начинают функционировать в новом для себя качестве, становятся полем для смелых экспериментов. Музыкальные перформансы дополняют представления о «неформальном облике» Казани, выдвигая ее в ряд городов-трансляторов идей современной культуры.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
музыкальный перформанс |
ru_RU |
dc.subject |
трагифарс |
ru_RU |
dc.subject |
Рашид Калимуллин |
ru_RU |
dc.subject |
Эльмир Низамов |
ru_RU |
dc.subject |
Роман Пархоменко |
ru_RU |
dc.title |
ЖАНР ПЕРФОРМАНСА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|