Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ТЕКСТОВОЕ «НАСИЛИЕ» (ФОРМИРОВАНИЕ КОРПУСА ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ)
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2020
Языкрусский
  • Мардиева Ляйля Агьдасовна, автор
  • Щуклина Татьяна Ювенальевна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Мардиева Л.А., Щуклина Т.Ю. Текстовое «насилие» (формирование корпуса прецедентных визуальных текстов)// Филология и культура. Philology and Culture. – 2020. – № 1 (59). – С. 224 – 229. DOI: 10.26907/2074-0239-2020-59-1-224-229
    Аннотация Ведущая роль школы в формировании корпуса прецедентных для данного социокультурного сообщества визуальных текстов не вызывает сомнений. На основании анализа материалов школь-ных учебников по русскому языку в статье установлены количественные и качественные характе-ристики используемых на уроках русского языка иконических текстов. Выявлено, что в учебниках по русскому языку в основном представлены картины художников конца ХIХ –второй половины ХХ вв. Однако школа выступает в роли субъекта «текстового насилия», выполняет просветитель-скую функцию и закладывает основу культурной идентичности данного общества, а потому она должна активно пропагандировать современное искусство и ориентироваться не только на карти-ны в духе реалистического направления. Закрепление визуального текста в долговременной памя-ти учащихся и вхождение его в корпус прецедентных происходит в условиях целенаправленной работы учителя. Связанные с визуальным текстом учебные упражнения не только создают особый тип развивающей коммуникативно-эстетической среды, но и являются оптимальным средством формирования коммуникативно-речевых навыков эстетической коммуникации. В число связан-ных с визуальным текстом учебных упражнений предлагается включать и задания, нацеленные на самостоятельный поиск информации энциклопедического характера: они стимулируют обсужде-ние эстетической информации, активизируют обмен мнениями и впечатлениями, способствуют активизации диалогической формы эстетической коммуникации и в конечном итоге –внедрению обсуждаемых на уроках русского языка визуальных текстов в фонд прецедентных.Ключевые слова: текст, визуальный текст, корпус прецедентных визуальных текстов, текстовое насилие, формирование культурной базы и эстетического опыта учащихся, эстетическая коммуни-кация, ментально-креативная деятельность учащихся.
    Ключевые слова текст, визуальный текст, корпус прецедентных визуальных текстов, текстовое насилие, формирование культурной базы и эстетического опыта учащихся, эстетическая коммуникация, ментально-креативная деятельность учащихся.
    Название журнала Филология и культура.Phililogy and Culture.
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=231736

    Полная запись метаданных