Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2020
Языкрусский
  • Ахметшина Эльмира Габдулловна, автор
  • Еманова Юлиана Геннадьевна, автор
  • Яо Михаил Константинович, автор
  • Бердникова Арина Евгеньевна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Еманова Ю.Г., Яо М.К., Ахметшина Э.Г., Бердникова А.Е. Формирование визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения // Мир науки. Педагогика и психология.- 2019.- №6.- URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
    Аннотация Статья посвящена формированию визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения. Описана арт-технология, основанная на линейной композиции. В данной арт-технологии с помощью трех – изобразительных техник – рисования одним росчерком, пластилинографии и распознавания образов природы в фактурной композиции из текстиля происходит обучение формирования визуального образа от плоскостного к рельефному изображению, а затем к интерпретации фактурной композиции. Картина окружающего мира передается в этой арт-технологии через тактильные, вербальные и визуальные образы. Апробация арт-технологии проходила на базе специальной казанской школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. По адаптированной методике П. Торренса было проведено тестирование для определения уровня творческого развития, разработана серия из трёх уроков, составлены планы проведения уроков и описан ход педагогического эксперимента. В процессе освоения арт-технологии обучающиеся приобретают навыки не только рисования, но и способности образного представления окружающей среды. В статье говориться о том, что обучение детей с нарушениями зрения необходимо опираться на принцип замкнутости гештальта, согласно которому сознание стремится завершить незаконченные фигуры, заполнить существующие пробелы и позволяет увидеть не разъединенные линии, а целостный образ; синестезийный подход к формированию художественного образа у детей с нарушениями зрения способствуют целостности восприятия окружающего мира, позволят ребёнку творчески подходить к решению незнакомых ситуаций и стимулировать к обучению. Полученные результаты педагогического эксперимента позволяют рекомендовать данную арт-технологию для использования в школах, где обучаются школьники с ограниченными возможностями по зрению.
    Ключевые слова визуальный художественный образ; дети с нарушениями зрения; арт-техники; арт-технологии; гештальт; синестезия; методика П. Торренса
    Название журнала Мир науки. Педагогика и психология
    URL https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN619.pdf
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=232414

    Полная запись метаданных