Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ПЕРСОНАЖ җЕН В СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОВОЛЖСКИХ ТАТАР
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2020
Языкрусский
  • Давлетшина Лейла Хасановна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Давлетшина Л.Х. Персонаж җен в современных представлениях поволжских татар // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 124–135.
    Аннотация Статья посвящена исследованию персонажа җен в современных мифологических представлениях поволжских татар. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что существующие работы, которые включают сведения по татарской Представления о персонажах народной демонологии являют собой один из наиболее устойчивых уровней мифоритуальной традиции татар. Процесс угасания народной традиции, коснувшийся практически всех пластов традиционной культуры, оказал влияние и на систему мифологических представлений. Однако верования, связанные с персонажами низшей мифологии, до сих пор сохраняют активное бытование в народном сознании. Степень сохранности подобных представлений зависит прежде всего от «актуальности» мифологического персонажа. Само понимание низшей мифологии как системы персонажей, функционирующих в повседневной жизни и пребывающих в непосредственном контакте народной демонологии, не дают полной картины мифологической традиции, так как в большинстве случаев основываются на одном и том же корпусе текстов. В статье впервые вводятся в научный оборот полевые записи, собранные автором статьи преимущественно на территории Республики Татарстан в 2006–2018 гг., а также материалы фольклорного фонда Республиканского центра развития традиционной культуры. Одним из наиболее активных мифологических персонажей в современной традиции поволжских татар является җен. В работе анализируются мифологические представления о җен, его генезис, внешний облик, специфические функции и сюжеты, связанные с реализацией его характеристик, ритуалы, совершаемые для предотвращения или избавления от его вредоносного воздействия. В ходе исследования рассматриваются сюжетные мотивы подмены ребенка, хождения к вдове в образе покойного мужа, насылания болезни, сбивания человека с пути, вселения в человека, характерные для данного персонажа. Автор приходит к выводу, что представления о җен, проникнувшие в эпоху распространения ислама, трансформировались в соответствии с мировоззрением принимающей культуры, и на современном этапе, наряду с комплексом относительно устойчивых собственных признаков, данный персонаж получил новую интерпретацию в качестве персонажа-заместителя для нечистой силы в целом.
    Ключевые слова мифология, традиция, ислам, персонаж, нечистая сила
    Название журнала Традиционная культура
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=235262

    Полная запись метаданных