Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2020 |
Язык | русский |
|
Давлетшина Лейла Хасановна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Давлетшина Л.Х. Персонаж җен в современных представлениях поволжских татар // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 124–135. |
Аннотация |
Статья посвящена исследованию персонажа җен в современных мифологических представлениях поволжских татар. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что существующие работы, которые включают сведения по татарской
Представления о персонажах народной демонологии являют собой один из наиболее устойчивых уровней мифоритуальной традиции татар. Процесс угасания народной традиции, коснувшийся практически всех пластов традиционной культуры, оказал влияние и на систему мифологических представлений. Однако верования, связанные с персонажами низшей мифологии, до сих пор сохраняют активное бытование в народном сознании. Степень сохранности подобных представлений зависит прежде всего от «актуальности» мифологического персонажа. Само понимание низшей мифологии как системы персонажей, функционирующих в повседневной жизни и пребывающих в непосредственном контакте народной демонологии, не дают полной картины мифологической традиции, так как в большинстве случаев основываются на одном и том же корпусе текстов. В статье впервые вводятся в научный оборот полевые записи, собранные автором статьи преимущественно на территории Республики Татарстан в 2006–2018 гг., а также материалы фольклорного фонда Республиканского центра развития традиционной культуры.
Одним из наиболее активных мифологических персонажей в современной традиции поволжских татар является җен. В работе анализируются мифологические представления о җен, его генезис, внешний облик, специфические функции и сюжеты, связанные с реализацией его характеристик, ритуалы, совершаемые для предотвращения или избавления от его вредоносного воздействия. В ходе исследования рассматриваются сюжетные мотивы подмены ребенка, хождения к вдове в образе покойного мужа, насылания болезни, сбивания человека с пути, вселения в человека, характерные для данного персонажа. Автор приходит к выводу, что представления о җен, проникнувшие в эпоху распространения ислама, трансформировались в соответствии с мировоззрением принимающей культуры, и на современном этапе, наряду с комплексом относительно устойчивых собственных признаков, данный персонаж получил новую интерпретацию в качестве персонажа-заместителя для нечистой силы в целом. |
Ключевые слова |
мифология, традиция, ислам, персонаж, нечистая сила |
Название журнала |
Традиционная культура
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=235262 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Давлетшина Лейла Хасановна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2020 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Давлетшина Л.Х. Персонаж җен в современных представлениях поволжских татар // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 124–135. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=235262 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Традиционная культура |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Статья посвящена исследованию персонажа җен в современных мифологических представлениях поволжских татар. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что существующие работы, которые включают сведения по татарской
Представления о персонажах народной демонологии являют собой один из наиболее устойчивых уровней мифоритуальной традиции татар. Процесс угасания народной традиции, коснувшийся практически всех пластов традиционной культуры, оказал влияние и на систему мифологических представлений. Однако верования, связанные с персонажами низшей мифологии, до сих пор сохраняют активное бытование в народном сознании. Степень сохранности подобных представлений зависит прежде всего от «актуальности» мифологического персонажа. Само понимание низшей мифологии как системы персонажей, функционирующих в повседневной жизни и пребывающих в непосредственном контакте народной демонологии, не дают полной картины мифологической традиции, так как в большинстве случаев основываются на одном и том же корпусе текстов. В статье впервые вводятся в научный оборот полевые записи, собранные автором статьи преимущественно на территории Республики Татарстан в 2006–2018 гг., а также материалы фольклорного фонда Республиканского центра развития традиционной культуры.
Одним из наиболее активных мифологических персонажей в современной традиции поволжских татар является җен. В работе анализируются мифологические представления о җен, его генезис, внешний облик, специфические функции и сюжеты, связанные с реализацией его характеристик, ритуалы, совершаемые для предотвращения или избавления от его вредоносного воздействия. В ходе исследования рассматриваются сюжетные мотивы подмены ребенка, хождения к вдове в образе покойного мужа, насылания болезни, сбивания человека с пути, вселения в человека, характерные для данного персонажа. Автор приходит к выводу, что представления о җен, проникнувшие в эпоху распространения ислама, трансформировались в соответствии с мировоззрением принимающей культуры, и на современном этапе, наряду с комплексом относительно устойчивых собственных признаков, данный персонаж получил новую интерпретацию в качестве персонажа-заместителя для нечистой силы в целом. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
мифология |
ru_RU |
dc.subject |
традиция |
ru_RU |
dc.subject |
ислам |
ru_RU |
dc.subject |
персонаж |
ru_RU |
dc.subject |
нечистая сила |
ru_RU |
dc.title |
Персонаж җен в современных представлениях поволжских татар |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|