Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2021 |
Язык | русский |
|
Салихова Наиля Рустамовна, автор
|
|
Фахрутдинова Аида Рафаилевна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Салихова Н.Р. Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе / Н.Р. Салихова, А.Р. Фахрутдинова // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. No 1. С. 97–113. DOI: 10.28995/2073-6398-2021-1-97-113 |
Аннотация |
В статье приведены данные эмпирического ис-следования, предпринятого с целью выявления тех трудностей студентов при переходе от школьного обучения к вузовскому, преодоление которых значимо для развития личности. Участникам исследования (n=179) было предложено описать трудности этого переходного периода на основе анализа своей автобиографической памяти. В результате с помощью контент-анализа пись-менных текстов были выделены основные темы, их обобщение позволило составить перечень категорий сложностей, затем была определена частота повторяемости каждой из них. Согласно ре-зультатам наиболее упоминаемыми являются разные аспекты интеграции личности в новые социальные общности, что обу-словлено резкими изменениями социального окружения при переходе из школы в вуз. Большим вызовом становится также необходимость самоорганизации в учебных и бытовых вопросах, планирование и организация своего времени. На третьем месте по частоте упоминаний оказались трудности в учебе, особенно связанные с освоением материала в новых образовательных условиях. В качестве проблемных зон, не получивших ранее отражения в источниках, выступают налаживание совместного быта в общежитии, давление родителей, проявление своей индивидуальности, увеличение длительности занятий и темпа обучения, романтические отношения, языковой барьер. При этом значительно реже указываются трудности первой экзаменационной сессии, более часто упоминаемые при исследовании текущего процесса адаптации. Результаты исследования могут быть использованы для разработки системы практических мероприятий, направленных на оказания помощи студентам в построении нового образа жизни в вузе, что на раннем этапе обучения необходимо.
|
Ключевые слова |
студент, трудности адаптации, субъектный подход, личность, развитие, образование |
Название журнала |
Вестник Российского государственного гуманитарного университета
|
Ссылка для РПД |
http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/163472/Salikhova_Vestnik_ppo_1__2021_.pdf?sequence=1&isAllowed=y
|
URL |
https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ppo/Vestnik_ppo_1_(2021)_06.pdf |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=250401 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Салихова Наиля Рустамовна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Фахрутдинова Аида Рафаилевна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Салихова Н.Р. Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе / Н.Р. Салихова, А.Р. Фахрутдинова // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. No 1. С. 97–113. DOI: 10.28995/2073-6398-2021-1-97-113 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=250401 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Вестник Российского государственного гуманитарного университета |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье приведены данные эмпирического ис-следования, предпринятого с целью выявления тех трудностей студентов при переходе от школьного обучения к вузовскому, преодоление которых значимо для развития личности. Участникам исследования (n=179) было предложено описать трудности этого переходного периода на основе анализа своей автобиографической памяти. В результате с помощью контент-анализа пись-менных текстов были выделены основные темы, их обобщение позволило составить перечень категорий сложностей, затем была определена частота повторяемости каждой из них. Согласно ре-зультатам наиболее упоминаемыми являются разные аспекты интеграции личности в новые социальные общности, что обу-словлено резкими изменениями социального окружения при переходе из школы в вуз. Большим вызовом становится также необходимость самоорганизации в учебных и бытовых вопросах, планирование и организация своего времени. На третьем месте по частоте упоминаний оказались трудности в учебе, особенно связанные с освоением материала в новых образовательных условиях. В качестве проблемных зон, не получивших ранее отражения в источниках, выступают налаживание совместного быта в общежитии, давление родителей, проявление своей индивидуальности, увеличение длительности занятий и темпа обучения, романтические отношения, языковой барьер. При этом значительно реже указываются трудности первой экзаменационной сессии, более часто упоминаемые при исследовании текущего процесса адаптации. Результаты исследования могут быть использованы для разработки системы практических мероприятий, направленных на оказания помощи студентам в построении нового образа жизни в вузе, что на раннем этапе обучения необходимо.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
студент |
ru_RU |
dc.subject |
трудности адаптации |
ru_RU |
dc.subject |
субъектный подход |
ru_RU |
dc.subject |
личность |
ru_RU |
dc.subject |
развитие |
ru_RU |
dc.subject |
образование |
ru_RU |
dc.title |
Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|