Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ЭЛЕГИЯ В РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ XIX - НАЧАЛА XX ВВ: КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2021
Языкрусский
  • Хабибуллина Алсу Зарифовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Хабибуллина А.З. Элегия в русской и татарской поэзии XIX - начала XX вв: категория времени // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - № 1(40). Воронеж: Воронеж. гос. технич. ун-т, 2021. - С.67-74
    Аннотация Статья посвящена сопоставительному исследованию жанра элегии и элегизма как самостоятельного модуса художественности в русской и татарской поэзии XIX-начала XX вв. в свете категории времени. Установлено, что элегия не вошла в круг канонических и неканонических жанров татарской литературы начала XX века, что значительно усложняет исходную ситуацию сопоставления национальных литератур. Сделан вывод о том, что исторически русская элегия существовала в художественном пространстве времени, в ее содержании особое звучание имел мотив переживания лирическим субъектом настоящего момента бытия в ценностном свете прошлого (В.И. Козлов, О.В. Зырянов, В.Э. Вацуро, М.Л. Гаспаров). Исследования ученых-востоковедов (Г.Э. Грюнебаум, Л. Масиньон, А.М. Шиммель) показали, что время в сознании восточного поэта как будто стремиться «оставаться на месте»; время здесь не линейное в своей протяженности, оно не определяется различиями границ прошлого, настоящего и будущего. Напротив, в нем особое место уделялось переживанию мгновений, причем не всегда расположенных в необратимой последовательности. Сделан вывод о том, что татарское художественное сознание, испытавшее воздействие традиций литератур Востока, имеет сходные черты мировосприятия, что в значительной мере обусловило уникальность пути становления элегического жанра в национальной литературе. Фактическую основу работы составил сопоставительный анализ элегии А.С. Пушкина «Прощанье» (1830) и стихотворения Дэрдменда «Әгәр барсаң, саба җил, безнең илгә» («Ветер утренний, если летишь в нашу сторону…»). Установлено, что произведение Дэрдменда отличается тонким элегическим звучанием. Последнее можно рассматривать как особый тип художественности, на основе которого возник диалог русской классики и татарской литературы в аспекте ценностной категории времени и ее важнейших художественных свойств.
    Ключевые слова элегия, элегизм, Пушкин, Дэрдменд, категория времени, мотив воспоминания, сопоставление литератур
    Название журнала Актуальные вопросы современной филологии и журналистики
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=250566

    Полная запись метаданных