Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2021 |
Язык | русский |
|
Файзуллина Рушана Альфредовна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Файзуллина Р.А. «Машины как я« Иэна Макьюэна в контексте трансгуманистического дискурса / Р.А. Файзуллина // Филоlogos. - 2021. - Выпуск 1 (48). - С. 74-81. |
Аннотация |
Рассматривается роман Иэна Макьюэна «Машины как я» в контексте философии трансгуманизма, которая предполагает изменение человека из биопсихосоциального в киберпсихосоциального. В основе романа тема создания и использования искусственного интеллекта. В рамках данной статьи прослеживается насколько размышления Макьюэна вписываются в концепцию трансгуманизма, выявляется в чем отличие романа И. Макьюэна от предшествующей литературной традиции в характере конфликта и в плане развития идей потребительского общества, анализируется, как складываются взаимоотношения робота и человека.
Иэн Макьюэн оставляет проблему взаимоотношения творца и его создания, представленную в художественной литературе XIX–XX вв.: Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), романе «Остров доктора Моро» (1896) Г. Уэллса и др. В этих произведениях показано нарушение баланса между «человекоподобием» и «искусственностью». Иэн Макьюэн демонстрирует эту проблему в новом ключе через отношение пользователя и изобретения, описывая более сложные моральные трудности. Проблематика романа переплетена с проблемами потребительского общества и утилитаризмом, с потребительским отношением к окружающей действительности и Другому. Центральный конфликт романа заключается в конфронтации главных героев: Чарли и человекоподобного робота Адама. Конфликт происходит прежде всего в личной сфере: Чарли хочет, чтобы Адам служил его интересам и пытается использовать все его «полезные функции», Адам же сопротивляется этому, позиционируя себя как отдельную и независимую личность, не давая возможности Чарли себя объективизировать. Стремясь к независимости от Чарли, Адам «бунтует» разными способами по мере развития сюжета. Сравнивая главных героев, Иэн Макьюэн задумывается о том, является ли машинное сознание вымыслом. Автор ставит вопросы об искусственном интеллекте, потреблении, любви, гениальности и дружбе. |
Ключевые слова |
робот, искусственный интеллект, трансгуманизм, постчеловек, английская литература |
Название журнала |
ФИЛОLOGOS
|
URL |
http://elsu.ru/filologos/ |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=250590 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Файзуллина Рушана Альфредовна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Файзуллина Р.А. «Машины как я« Иэна Макьюэна в контексте трансгуманистического дискурса / Р.А. Файзуллина // Филоlogos. - 2021. - Выпуск 1 (48). - С. 74-81. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=250590 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
ФИЛОLOGOS |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Рассматривается роман Иэна Макьюэна «Машины как я» в контексте философии трансгуманизма, которая предполагает изменение человека из биопсихосоциального в киберпсихосоциального. В основе романа тема создания и использования искусственного интеллекта. В рамках данной статьи прослеживается насколько размышления Макьюэна вписываются в концепцию трансгуманизма, выявляется в чем отличие романа И. Макьюэна от предшествующей литературной традиции в характере конфликта и в плане развития идей потребительского общества, анализируется, как складываются взаимоотношения робота и человека.
Иэн Макьюэн оставляет проблему взаимоотношения творца и его создания, представленную в художественной литературе XIX–XX вв.: Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), романе «Остров доктора Моро» (1896) Г. Уэллса и др. В этих произведениях показано нарушение баланса между «человекоподобием» и «искусственностью». Иэн Макьюэн демонстрирует эту проблему в новом ключе через отношение пользователя и изобретения, описывая более сложные моральные трудности. Проблематика романа переплетена с проблемами потребительского общества и утилитаризмом, с потребительским отношением к окружающей действительности и Другому. Центральный конфликт романа заключается в конфронтации главных героев: Чарли и человекоподобного робота Адама. Конфликт происходит прежде всего в личной сфере: Чарли хочет, чтобы Адам служил его интересам и пытается использовать все его «полезные функции», Адам же сопротивляется этому, позиционируя себя как отдельную и независимую личность, не давая возможности Чарли себя объективизировать. Стремясь к независимости от Чарли, Адам «бунтует» разными способами по мере развития сюжета. Сравнивая главных героев, Иэн Макьюэн задумывается о том, является ли машинное сознание вымыслом. Автор ставит вопросы об искусственном интеллекте, потреблении, любви, гениальности и дружбе. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
робот |
ru_RU |
dc.subject |
искусственный интеллект |
ru_RU |
dc.subject |
трансгуманизм |
ru_RU |
dc.subject |
постчеловек |
ru_RU |
dc.subject |
английская литература |
ru_RU |
dc.title |
«Машины как я« Иэна Макьюэна в контексте трансгуманистичесого дискурса |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|