Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2021 |
Язык | русский |
|
Артемьева Татьяна Васильевна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Артемьева Т.В. Юмор детей: содержание конструкта и методика его оценки //
Современное дошкольное образование. – 2021. – №3(104). – С. 46-59. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10096 |
Аннотация |
Обоснование проводимого исследования. Комическое как культурный феномен является предме-
том междисциплинарных исследований. Интерес в психологии развития представляет становление
комического в раннем онтогенезе – в дошкольном возрасте. История изучения комического много-
гранна и включает ряд тематических областей: комическое, как феномен, разрушающий привычное
значение слов, упорядоченность знаков и создание особой системы понятий и смыслов (Лихачев
Д.С., Бахтин М.М., Лотман Ю.М.); единство когнитивного и эмоциального компонентов в комичес-
ком (Лук А.Н.); виды комического (Рубинштейн С.Л.). Эти классические идеи интенсивно развива-
ются в исследованиях современных ученых, разрабатывающих программы формирования чувства
комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития детей, улучшении эмоци-
онального благополучия путем повышения самоэффективности, позитивного мышления, оптимизма
(Попова О.М., Crawford S.). Важным представляется в этой связи разработка диагностического инс-
трументария, позволяющего выявить особенности комического у дошкольников.
Методы. В исследовании приняли участие 457 детей в возрасте 5–7 лет, посещающих дошкольные
образовательные учреждения. Были использованы следующие методы и методики: анализ науч-
ных источников по проблеме комического у детей; контент анализ изучения представлений детей
дошкольного возраста о комическом; эмпирическое обследование детей с помощью разработан-
ного инструментария «Забавные сюжеты», методики «Цветные прогрессивные матрицы» Равена,
«Диалектические истории» Шияна И.Б., «Эмоциональные лица» Семаго Н.Я.; оценка ретестовой на-
дежности разработанной методики; корреляционный анализ Спирмена; факторный анализ.
Результаты. Разработана методика для оценки юмора у детей дошкольного возраста «Забавные
сюжеты». Ретестовая надежность методики, рассчитанная с помощью коэффициента корреляции
Спирмена (r=0,789; p≤0,001) свидетельствует о достаточно высокой ретестовой надежности раз-
работанного инструментария. Установлена корреляционная взаимосвязь (корреляция Спирмена)
между показателями методики «Забавные сюжеты» и методикой Семаго «Эмоциональные лица»
и методикой И.Б. Шияна «Диалектические истории». Факторный анализ позволил выделить
3 фактора: «Эмоционально – негативный компонент юмора», «Когнитивный компонент юмора»,
«Эмоционально – позитивный компонент юмора».
Выводы. Представлен обзор феномена комического в российской и зарубежной науке. Выделены
основные направления изучения комического, виды (юмор, сатира, сарказм, остроумие, ирония),
приемы (пародия, парадокс, двойное истолкование, повторение как прием остроумия, остроумие
нелепости, сравнение по отдаленному или случайному признаку, доведение до абсурда, намек, псев-
до-контраст или ложное противопоставление, обратное сравнение, смешение стилей, ложное усиле-
ние). Эмпирическое исследование позволило выявить представления детей дошкольного возраста о
комическом, провести контент анализ смешных историй детей |
Ключевые слова |
комическое, контент-анализ, диагностика, дети, дошкольный возраст |
Название журнала |
Современное дошкольное образование: теория и практика
|
URL |
https://sdo-journal.ru/journalnumbers/artemeva-tv-yumor-detej-soderzhanie-konstrukta-i-metodika-ego-ocenki.html |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=253512 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Артемьева Татьяна Васильевна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Артемьева Т.В. Юмор детей: содержание конструкта и методика его оценки //
Современное дошкольное образование. – 2021. – №3(104). – С. 46-59. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10096 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=253512 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современное дошкольное образование: теория и практика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Обоснование проводимого исследования. Комическое как культурный феномен является предме-
том междисциплинарных исследований. Интерес в психологии развития представляет становление
комического в раннем онтогенезе – в дошкольном возрасте. История изучения комического много-
гранна и включает ряд тематических областей: комическое, как феномен, разрушающий привычное
значение слов, упорядоченность знаков и создание особой системы понятий и смыслов (Лихачев
Д.С., Бахтин М.М., Лотман Ю.М.); единство когнитивного и эмоциального компонентов в комичес-
ком (Лук А.Н.); виды комического (Рубинштейн С.Л.). Эти классические идеи интенсивно развива-
ются в исследованиях современных ученых, разрабатывающих программы формирования чувства
комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития детей, улучшении эмоци-
онального благополучия путем повышения самоэффективности, позитивного мышления, оптимизма
(Попова О.М., Crawford S.). Важным представляется в этой связи разработка диагностического инс-
трументария, позволяющего выявить особенности комического у дошкольников.
Методы. В исследовании приняли участие 457 детей в возрасте 5–7 лет, посещающих дошкольные
образовательные учреждения. Были использованы следующие методы и методики: анализ науч-
ных источников по проблеме комического у детей; контент анализ изучения представлений детей
дошкольного возраста о комическом; эмпирическое обследование детей с помощью разработан-
ного инструментария «Забавные сюжеты», методики «Цветные прогрессивные матрицы» Равена,
«Диалектические истории» Шияна И.Б., «Эмоциональные лица» Семаго Н.Я.; оценка ретестовой на-
дежности разработанной методики; корреляционный анализ Спирмена; факторный анализ.
Результаты. Разработана методика для оценки юмора у детей дошкольного возраста «Забавные
сюжеты». Ретестовая надежность методики, рассчитанная с помощью коэффициента корреляции
Спирмена (r=0,789; p≤0,001) свидетельствует о достаточно высокой ретестовой надежности раз-
работанного инструментария. Установлена корреляционная взаимосвязь (корреляция Спирмена)
между показателями методики «Забавные сюжеты» и методикой Семаго «Эмоциональные лица»
и методикой И.Б. Шияна «Диалектические истории». Факторный анализ позволил выделить
3 фактора: «Эмоционально – негативный компонент юмора», «Когнитивный компонент юмора»,
«Эмоционально – позитивный компонент юмора».
Выводы. Представлен обзор феномена комического в российской и зарубежной науке. Выделены
основные направления изучения комического, виды (юмор, сатира, сарказм, остроумие, ирония),
приемы (пародия, парадокс, двойное истолкование, повторение как прием остроумия, остроумие
нелепости, сравнение по отдаленному или случайному признаку, доведение до абсурда, намек, псев-
до-контраст или ложное противопоставление, обратное сравнение, смешение стилей, ложное усиле-
ние). Эмпирическое исследование позволило выявить представления детей дошкольного возраста о
комическом, провести контент анализ смешных историй детей |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
комическое |
ru_RU |
dc.subject |
контент-анализ |
ru_RU |
dc.subject |
диагностика |
ru_RU |
dc.subject |
дети |
ru_RU |
dc.subject |
дошкольный возраст |
ru_RU |
dc.title |
Юмор детей: содержание конструкта и методика его оценки |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|