Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2021 |
Язык | русский |
|
Нуруллин Рафаиль Асгатович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Нуруллин Р. А. Эвристический потенциал математики // SocioTime / Социальное время. —2021. — № 1 (25). — С. 19-27. — DOI: 10.25686/2410-0773.2021.1.19 (ВАК)
https://www.volgatech.net/sociotime/archive/
|
Аннотация |
Введение. Данная статья является рецензией на монографию самарского исследователя Х.И. Мингулова Эвристический потенциал математики: монография. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018. 108 с. ISBN 978-5-94622-852-7. Работа посвящена анализу эвристического потенциала математики как самостоятельной формы познания, а также как необходимого средства построения фундаментальных теорий в самых разных областях науки.
Методы. Используется сравнительный анализ методологий построения формальных систем логики, математики и естествознания в исследовании систем познания в биологии и социологии. Также используется диалектический подход в оценки возможностей формальных наук в исследовании социальных систем познания, где индивидуальные факторы имеют существенное значение.
Основные идеи исследования, результаты и их обсуждение. Автор рецензируемой работы выделяет значение математики в качестве ключевого методологического инструментария на всех исторических этапах возникновения и развития идеалов научной рациональности: классической, неклассической и постнеклассической. Отмечая огромную роль математики в развитии различных областей естествознания, автор также говорит о трудностях и проблемах математизации в гуманитарном знании. Критика работы построена на том, что автор, говоря о математике, отождествляет ее с математической физикой, что не вполне правомерно. Подводить менее абстрактные методы естествознания под более абстрактную методологию математики и логики представляется некорректным.
Заключение. Автор рецензируемой статьи абсолютизирует творческие возможности математики. Математика и логика не отличаются высокой эвристичностью. Математика – это хороший инструмент доказательства готового знания, где исходное основание всегда находится за пределами самой математики.
|
Ключевые слова |
математика, естествознание, гуманитарные науки, эвристика, методология, философия, мировоззрение, культура. |
Название журнала |
SocioTime / Социальное время
|
URL |
https://www.volgatech.net/sociotime/archive/ |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=254992 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Нуруллин Рафаиль Асгатович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Нуруллин Р. А. Эвристический потенциал математики // SocioTime / Социальное время. —2021. — № 1 (25). — С. 19-27. — DOI: 10.25686/2410-0773.2021.1.19 (ВАК)
https://www.volgatech.net/sociotime/archive/
|
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=254992 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
SocioTime / Социальное время |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Введение. Данная статья является рецензией на монографию самарского исследователя Х.И. Мингулова Эвристический потенциал математики: монография. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018. 108 с. ISBN 978-5-94622-852-7. Работа посвящена анализу эвристического потенциала математики как самостоятельной формы познания, а также как необходимого средства построения фундаментальных теорий в самых разных областях науки.
Методы. Используется сравнительный анализ методологий построения формальных систем логики, математики и естествознания в исследовании систем познания в биологии и социологии. Также используется диалектический подход в оценки возможностей формальных наук в исследовании социальных систем познания, где индивидуальные факторы имеют существенное значение.
Основные идеи исследования, результаты и их обсуждение. Автор рецензируемой работы выделяет значение математики в качестве ключевого методологического инструментария на всех исторических этапах возникновения и развития идеалов научной рациональности: классической, неклассической и постнеклассической. Отмечая огромную роль математики в развитии различных областей естествознания, автор также говорит о трудностях и проблемах математизации в гуманитарном знании. Критика работы построена на том, что автор, говоря о математике, отождествляет ее с математической физикой, что не вполне правомерно. Подводить менее абстрактные методы естествознания под более абстрактную методологию математики и логики представляется некорректным.
Заключение. Автор рецензируемой статьи абсолютизирует творческие возможности математики. Математика и логика не отличаются высокой эвристичностью. Математика – это хороший инструмент доказательства готового знания, где исходное основание всегда находится за пределами самой математики.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
математика |
ru_RU |
dc.subject |
естествознание |
ru_RU |
dc.subject |
гуманитарные науки |
ru_RU |
dc.subject |
эвристика |
ru_RU |
dc.subject |
методология |
ru_RU |
dc.subject |
философия |
ru_RU |
dc.subject |
мировоззрение |
ru_RU |
dc.subject |
культура. |
ru_RU |
dc.title |
Эвристический потенциал математики |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|