Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ТЕМАТИКА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РУСЛЕ НАПРАВЛЕНИЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ: ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2021
Языкрусский
  • Данилова Юлия Юрьевна, автор
  • Солунова Яна Алексеевна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Солунова Я.А., Данилова Ю.Ю. Тематика проектно-исследовательской деятельности школьников в русле направлений антропологической лингвистики: достижение предметных результатов и развитие языковых компетенций // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2021. - № 2. - С. 162-176
    Аннотация Предметом исследования в рамках данной статьи стали система способов, форм и средств организации проектно-исследовательской деятельности школьников среднего звена на занятиях русского языка. Это определило характер работы как практикоориентированный: авторы предпринимают попытку сформулировать и предложить собственные темы проектов и исследований на уроках русского языка в рамках проектно-исследовательской деятельности в соответствии с целесообразностью и предполагаемыми предметными результатами. В ходе работы с целью комплексного анализа обозначенного вопроса на разных этапах применялись общенаучные методы, в частности: метод сплошной выборки; систематизация и обобщение; наблюдение, анализ, классификация, описательно-аналитический метод; метод моделирования, которые в совокупности позволили представить «полную картину». Среди особо значимых результатов исследования можно выделить авторские разработки тем и конструкт (алгоритм с разработкой и описанием) проектно-исследовательской деятельности школьников 5-7 классов образовательных учреждений в рамках направлений современного языкознания с возможной последующей ее реализацией и организацией на уроках русского языка и/или во внеурочное время как способ достижения достаточно широкого спектра предметных результатов обучения и развития языковых (в частности, коммуникативных, культуроведческой, социолингвистических) компетенций. Полученные результаты определяют практическую значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка, в организации научно-исследовательской деятельности учащихся средней и старшей школы, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при составлении учебных пособий соответствующей проблематики. В статье делаются следующие выводы: тематика проектно-исследовательской деятельности должна быть адекватной, соответствующей возрасту, чтобы ребенку было действительно интересно и учиться, и участвовать в проектно-исследовательской деятельности. Особенно важно добиться того, чтобы он мог понимать ее структуру: свои задачи, возможные методы их решения, сам мог осуществлять поиск информации, презентовать свой проект или его фрагмент и т.п.
    Ключевые слова проектно-исследовательская деятельность, русский язык, тематика проектов по русскому языку, предметные результаты обучения, направления современного языкознания
    Название журнала Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
    URL http://philjournal.ru/vypuski/arkhiv-nomerov/section.php?ELEMENT_ID=2061
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=261025

    Полная запись метаданных