Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
РЕЦЕПЦИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2022
Языкрусский
  • Хабутдинова Милеуша Мухаметзяновна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Хабутдинова М.М., Зарипова-Четин Ч.А. Рецепция Ф.М. Достоевского в современной татарской культуре // Филология и культура. Philology and Culture. - 2022. - №1 (67). - С.177-185
    Аннотация Цель работы – изучить особенности рецепции наследия Ф. М. Достоевского в татарской куль-туре. В статье систематизирован материал по темам «Достоевский и Казань» и «Достоевский и та-тарская литература». Материалом для исследования послужили произведения татарского писателя А. М. Гилязова, спектакли Мензелинского государственного татарского драматического театра имени С. Амутбаева «Дядюшкин сон» (реж. Р. Аюпов, 2016) и «Преступление и наказание» (реж. И. Казакбаев, 2021). Основные методы исследования – компаративистский и герменевтический. А. Гилязов познакомился с творчеством русского писателя в годы учебы в Казанском универ-ситете. Эпистолярное наследие А. Гилязова, его дневники и художественные произведения свиде-тельствуют об устойчивом интересе татарского писателя к творчеству Ф. М. Достоевского. Худо-жественная рецепция осуществляется в нескольких направлениях: письмо-чтение, интертексту-альность, стилистическая рецепция. В 2016 году Мензелинский государственный татарский драматический театр им. С. Амутбаева поставил спектакль «Дядюшкин сон» («Абзыйның төше») (реж. Ренат Аюпов). Татарский театр впервые обратился к творчеству великого русского писателя. Инсценировку М. Кнебель, П. Мар-кова перевел на татарский язык А. Гафуров. Р. Аюпов внес коррективы в сюжет инсценировки. Идейно-художественный потенциал повести передан без изменения. Это спектакль о бренности бытия. По жанру – трагикомедия. Р. Аюпов в своей постановке блестяще реализовал традиции карнавальной культуры, кукольного театра, водевиля. В спектакле использованы такие приемы комического, как множество настигающих друг друга событий, напряженные диалоги; драматизм достигается через сжатость действия во времени и пространстве. В спектакле Р. Аюпова сохранен принцип парности развенчания женихов, парность ключевых символов, разрабатывается мотив сна. В 2021 г. И. Казакбаев поставил в этом же театре спектакль «Преступление и наказание». Сценография основана на параллели с современностью (тема «маленького человека» в повести А. Сол?женицына «Один день Ивана Денисовича»). Режиссер размышляет о потенциале «маленького человека», о том, что жестокая реальность может погубить душу человека. Теория Р. Раскольникова в спектакле измеряется «детской слезинкой». В систему персонажей внесены коррективы: добавлены Супермен, пионер, пионерка, призрак. В инсценировке И. Казакбаева господствует игровая стихия. Тема карточной игры ориентирована на углубление трагедийных смыслов вечной жизненной игры, в которую втянуты герои. Игровое поведение персонажей основано на антитезе поведения и идеи. Игра в «необыкновенного» в спектакле выступает проекцией будущего.
    Ключевые слова русско-татарские литературные взаимосвязи, Ф. М. Достоевский, А. М. Гилязов, библиотека писателя, рецепция творчества
    Название журнала Филология и культура. Philology and Culture.
    URL http://www.philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/2_07_14.pdf
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=264381

    Полная запись метаданных