Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2022 |
Язык | русский |
|
Хабутдинова Милеуша Мухаметзяновна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Хабутдинова М.М., Зарипова-Четин Ч.А. Рецепция Ф.М. Достоевского в современной татарской культуре // Филология и культура. Philology and Culture. - 2022. - №1 (67). - С.177-185 |
Аннотация |
Цель работы – изучить особенности рецепции наследия Ф. М. Достоевского в татарской куль-туре. В статье систематизирован материал по темам «Достоевский и Казань» и «Достоевский и та-тарская литература». Материалом для исследования послужили произведения татарского писателя А. М. Гилязова, спектакли Мензелинского государственного татарского драматического театра имени С. Амутбаева «Дядюшкин сон» (реж. Р. Аюпов, 2016) и «Преступление и наказание» (реж. И. Казакбаев, 2021). Основные методы исследования – компаративистский и герменевтический.
А. Гилязов познакомился с творчеством русского писателя в годы учебы в Казанском универ-ситете. Эпистолярное наследие А. Гилязова, его дневники и художественные произведения свиде-тельствуют об устойчивом интересе татарского писателя к творчеству Ф. М. Достоевского. Худо-жественная рецепция осуществляется в нескольких направлениях: письмо-чтение, интертексту-альность, стилистическая рецепция.
В 2016 году Мензелинский государственный татарский драматический театр им. С. Амутбаева поставил спектакль «Дядюшкин сон» («Абзыйның төше») (реж. Ренат Аюпов). Татарский театр впервые обратился к творчеству великого русского писателя. Инсценировку М. Кнебель, П. Мар-кова перевел на татарский язык А. Гафуров. Р. Аюпов внес коррективы в сюжет инсценировки. Идейно-художественный потенциал повести передан без изменения. Это спектакль о бренности бытия. По жанру – трагикомедия. Р. Аюпов в своей постановке блестяще реализовал традиции карнавальной культуры, кукольного театра, водевиля. В спектакле использованы такие приемы комического, как множество настигающих друг друга событий, напряженные диалоги; драматизм достигается через сжатость действия во времени и пространстве. В спектакле Р. Аюпова сохранен принцип парности развенчания женихов, парность ключевых символов, разрабатывается мотив сна.
В 2021 г. И. Казакбаев поставил в этом же театре спектакль «Преступление и наказание». Сценография основана на параллели с современностью (тема «маленького человека» в повести А. Сол?женицына «Один день Ивана Денисовича»). Режиссер размышляет о потенциале «маленького человека», о том, что жестокая реальность может погубить душу человека. Теория Р. Раскольникова в спектакле измеряется «детской слезинкой». В систему персонажей внесены коррективы: добавлены Супермен, пионер, пионерка, призрак. В инсценировке И. Казакбаева господствует игровая стихия. Тема карточной игры ориентирована на углубление трагедийных смыслов вечной жизненной игры, в которую втянуты герои. Игровое поведение персонажей основано на антитезе поведения и идеи. Игра в «необыкновенного» в спектакле выступает проекцией будущего.
|
Ключевые слова |
русско-татарские литературные взаимосвязи, Ф. М. Достоевский, А. М. Гилязов, библиотека писателя, рецепция творчества |
Название журнала |
Филология и культура. Philology and Culture.
|
URL |
http://www.philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/2_07_14.pdf |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=264381 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Хабутдинова Милеуша Мухаметзяновна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Хабутдинова М.М., Зарипова-Четин Ч.А. Рецепция Ф.М. Достоевского в современной татарской культуре // Филология и культура. Philology and Culture. - 2022. - №1 (67). - С.177-185 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=264381 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Филология и культура. Philology and Culture. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Цель работы – изучить особенности рецепции наследия Ф. М. Достоевского в татарской куль-туре. В статье систематизирован материал по темам «Достоевский и Казань» и «Достоевский и та-тарская литература». Материалом для исследования послужили произведения татарского писателя А. М. Гилязова, спектакли Мензелинского государственного татарского драматического театра имени С. Амутбаева «Дядюшкин сон» (реж. Р. Аюпов, 2016) и «Преступление и наказание» (реж. И. Казакбаев, 2021). Основные методы исследования – компаративистский и герменевтический.
А. Гилязов познакомился с творчеством русского писателя в годы учебы в Казанском универ-ситете. Эпистолярное наследие А. Гилязова, его дневники и художественные произведения свиде-тельствуют об устойчивом интересе татарского писателя к творчеству Ф. М. Достоевского. Худо-жественная рецепция осуществляется в нескольких направлениях: письмо-чтение, интертексту-альность, стилистическая рецепция.
В 2016 году Мензелинский государственный татарский драматический театр им. С. Амутбаева поставил спектакль «Дядюшкин сон» («Абзыйның төше») (реж. Ренат Аюпов). Татарский театр впервые обратился к творчеству великого русского писателя. Инсценировку М. Кнебель, П. Мар-кова перевел на татарский язык А. Гафуров. Р. Аюпов внес коррективы в сюжет инсценировки. Идейно-художественный потенциал повести передан без изменения. Это спектакль о бренности бытия. По жанру – трагикомедия. Р. Аюпов в своей постановке блестяще реализовал традиции карнавальной культуры, кукольного театра, водевиля. В спектакле использованы такие приемы комического, как множество настигающих друг друга событий, напряженные диалоги; драматизм достигается через сжатость действия во времени и пространстве. В спектакле Р. Аюпова сохранен принцип парности развенчания женихов, парность ключевых символов, разрабатывается мотив сна.
В 2021 г. И. Казакбаев поставил в этом же театре спектакль «Преступление и наказание». Сценография основана на параллели с современностью (тема «маленького человека» в повести А. Сол?женицына «Один день Ивана Денисовича»). Режиссер размышляет о потенциале «маленького человека», о том, что жестокая реальность может погубить душу человека. Теория Р. Раскольникова в спектакле измеряется «детской слезинкой». В систему персонажей внесены коррективы: добавлены Супермен, пионер, пионерка, призрак. В инсценировке И. Казакбаева господствует игровая стихия. Тема карточной игры ориентирована на углубление трагедийных смыслов вечной жизненной игры, в которую втянуты герои. Игровое поведение персонажей основано на антитезе поведения и идеи. Игра в «необыкновенного» в спектакле выступает проекцией будущего.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
русско-татарские литературные взаимосвязи |
ru_RU |
dc.subject |
Ф. М. Достоевский |
ru_RU |
dc.subject |
А. М. Гилязов |
ru_RU |
dc.subject |
библиотека писателя |
ru_RU |
dc.subject |
рецепция творчества |
ru_RU |
dc.title |
Рецепция Ф.М. Достоевского в современной татарской культуре |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|