Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2021 |
Язык | русский |
|
Гилемханова Эльвира Нурахматовна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Гилемханова Э. Н., Хусаинова Р. М., Башлай Э. Х. Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - Т. 10, -вып. 4 (40). - С. 295–305. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-295-305 |
Аннотация |
Усложнение количественных и качественных характеристик образовательной среды определяет постановку исследо-
вательских задач, связанных с изучением современного социокультурного ландшафта и выявлением акмеологических механизмов
социально-психологической безопасности школы. Теоретической рамкой исследования явилась концепция «культурных традиций»
Д. Б. Зильбермана о существовании нормативного и ценностного типов отношения к действительности. Цель исследования – соот-
несение ценностного и нормативного типов отношения к действительности как вариантов выражения отношения к базовым ценно-
стям у субъектов образовательного процесса с оценкой социально-психологической безопасности образовательной среды школы.
Гипотезы исследования: 1) субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как к значи-
мым, представляют ценностный тип; 2) ценностный тип личности определяет идентификацию образовательной среды как более
безопасной. Выборка исследования: 1177 учащихся в возрасте 13–16 лет (60% юношей, 40% девушек; средний возраст 14,9 года),
925 родителей в возрасте 28–57 лет (93% женщин, 7% мужчин; средний возраст 39 лет), 136 учителей в возрасте 23–74 года
(95% женщин, 5% мужчин; средний возраст 38,7 года), г. Казань. Методики исследования: тест «Ценностные ориентации» (М. Ро-
кич), авторская анкета исследования социально-психологической безопасности образовательной среды (Э. Н. Гилемханова). Уста-
новлено, что субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как значимым, представляют
ценностный тип – в противоположность нормативному типу. Показано, что ценностный тип отношения определяет идентифика-
цию образовательной среды как более безопасной. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты
открывают возможность для интерпретации концепции Д. Б. Зильбермана в контексте акмеологических детерминант социально-
психологической безопасности образовательной среды. Результаты исследования могут быть реализованы в практике психолого-
педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, а также при осуществлении комплексных мероприятий по
организации безопасной образовательной среды школы. |
Ключевые слова |
социально-психологическая безопасность, базовые ценности, образовательная среда, субъект образовательной среды. |
Название журнала |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=266446 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Гилемханова Эльвира Нурахматовна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Гилемханова Э. Н., Хусаинова Р. М., Башлай Э. Х. Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - Т. 10, -вып. 4 (40). - С. 295–305. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-295-305 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=266446 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Усложнение количественных и качественных характеристик образовательной среды определяет постановку исследо-
вательских задач, связанных с изучением современного социокультурного ландшафта и выявлением акмеологических механизмов
социально-психологической безопасности школы. Теоретической рамкой исследования явилась концепция «культурных традиций»
Д. Б. Зильбермана о существовании нормативного и ценностного типов отношения к действительности. Цель исследования – соот-
несение ценностного и нормативного типов отношения к действительности как вариантов выражения отношения к базовым ценно-
стям у субъектов образовательного процесса с оценкой социально-психологической безопасности образовательной среды школы.
Гипотезы исследования: 1) субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как к значи-
мым, представляют ценностный тип; 2) ценностный тип личности определяет идентификацию образовательной среды как более
безопасной. Выборка исследования: 1177 учащихся в возрасте 13–16 лет (60% юношей, 40% девушек; средний возраст 14,9 года),
925 родителей в возрасте 28–57 лет (93% женщин, 7% мужчин; средний возраст 39 лет), 136 учителей в возрасте 23–74 года
(95% женщин, 5% мужчин; средний возраст 38,7 года), г. Казань. Методики исследования: тест «Ценностные ориентации» (М. Ро-
кич), авторская анкета исследования социально-психологической безопасности образовательной среды (Э. Н. Гилемханова). Уста-
новлено, что субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как значимым, представляют
ценностный тип – в противоположность нормативному типу. Показано, что ценностный тип отношения определяет идентифика-
цию образовательной среды как более безопасной. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты
открывают возможность для интерпретации концепции Д. Б. Зильбермана в контексте акмеологических детерминант социально-
психологической безопасности образовательной среды. Результаты исследования могут быть реализованы в практике психолого-
педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, а также при осуществлении комплексных мероприятий по
организации безопасной образовательной среды школы. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
социально-психологическая безопасность |
ru_RU |
dc.subject |
базовые ценности |
ru_RU |
dc.subject |
образовательная среда |
ru_RU |
dc.subject |
субъект образовательной среды. |
ru_RU |
dc.title |
Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|