Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ЗНАЧИМОСТЬ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2021
Языкрусский
  • Гилемханова Эльвира Нурахматовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Гилемханова Э. Н., Хусаинова Р. М., Башлай Э. Х. Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - Т. 10, -вып. 4 (40). - С. 295–305. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-295-305
    Аннотация Усложнение количественных и качественных характеристик образовательной среды определяет постановку исследо- вательских задач, связанных с изучением современного социокультурного ландшафта и выявлением акмеологических механизмов социально-психологической безопасности школы. Теоретической рамкой исследования явилась концепция «культурных традиций» Д. Б. Зильбермана о существовании нормативного и ценностного типов отношения к действительности. Цель исследования – соот- несение ценностного и нормативного типов отношения к действительности как вариантов выражения отношения к базовым ценно- стям у субъектов образовательного процесса с оценкой социально-психологической безопасности образовательной среды школы. Гипотезы исследования: 1) субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как к значи- мым, представляют ценностный тип; 2) ценностный тип личности определяет идентификацию образовательной среды как более безопасной. Выборка исследования: 1177 учащихся в возрасте 13–16 лет (60% юношей, 40% девушек; средний возраст 14,9 года), 925 родителей в возрасте 28–57 лет (93% женщин, 7% мужчин; средний возраст 39 лет), 136 учителей в возрасте 23–74 года (95% женщин, 5% мужчин; средний возраст 38,7 года), г. Казань. Методики исследования: тест «Ценностные ориентации» (М. Ро- кич), авторская анкета исследования социально-психологической безопасности образовательной среды (Э. Н. Гилемханова). Уста- новлено, что субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как значимым, представляют ценностный тип – в противоположность нормативному типу. Показано, что ценностный тип отношения определяет идентифика- цию образовательной среды как более безопасной. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты открывают возможность для интерпретации концепции Д. Б. Зильбермана в контексте акмеологических детерминант социально- психологической безопасности образовательной среды. Результаты исследования могут быть реализованы в практике психолого- педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, а также при осуществлении комплексных мероприятий по организации безопасной образовательной среды школы.
    Ключевые слова социально-психологическая безопасность, базовые ценности, образовательная среда, субъект образовательной среды.
    Название журнала Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=266446

    Полная запись метаданных