Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ. В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ: ОТ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ К КУЛЬТУР-КРИТИКЕ И КОНФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2022
Языкрусский
  • Соловьев Артем Павлович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Соловьев А. П. Русская религиозная философия XIX — первой половины XX вв. в контексте истории религии: от религиозной конверсии к культур-критике и конфессионализации / А. П. Соловьев // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. - 2022. - № 1 (13). - С. 118–134.
    Аннотация Статья посвящена исследованию возможности интерпретировать русскую религиозную философию XIX — первой половины XX вв. как историко- религиоведческую проблему и религиозный феномен. В исследовании признается большое значение философского аспекта русской религиозной философии. Но она рассматривается как часть религиозных процессов, характерных для модерной цивилизации. В первую очередь предлагается рассматривать воззрения русских религиозных философов как «религиозность интеллектуалов», связанную с феноменом религиозного обращения. Во-вторых, предлагается анализ концепции генезиса русской религиозной философии из романтизма. Русская религиозная философия предстает тут преимущественно как рецидивирующий неоромантизм, представляющий собой реакцию на усиление модерной рационализации в рамках «проекта Просвещения». Выявляется недостаточность объяснения генезиса русской религиозной философии из романтизма и понимания ее как неоромантизма. Для этого предлагается рассматривать романтизм и русскую религиозную философию как культур- критику цивилизации модерна, ориентированной на такие ценности как инновации, рациональность, стандартизацию и десакрализацию мира. Одновременно с этим показано, что культур- критика является органической составляющей модерной цивилизации, даже если она направлена против модернизации. Более того, предлагается вслед за компенсаторной теорией модерна Й. Риттера, О. Маркварда и Г. Люббе рассматривать культур- критику в качестве одного из способов компенсировать неисторичность и рационализм модернизационных процессов. Это позволяет рассматривать русскую религиозную философию XIX — первой половины XX вв. как компенсацию утраты исторической связи с иррациональным и с уникальным прошлым. В рамках такого подхода русская религиозная философия рассматривается как инициирующая процесс, аналогичный процессу конфессионализации, предполагающий четкое обозначение своих мировоззренческих границ для указания на иные варианты культур- критики как на чуждые «политические теологии». Это предлагается определять как явление, связанное с десекуляризацией, которая определяется в качестве цели русской религиозной философии в целом.
    Ключевые слова русская религиозная философия, религиозность интеллектуалов, религиозная конверсия, культур-критика, Просвещение, романтизм, компенсаторная теория модерна, политическая теология, секуляризация, десекуляризация, модерн
    Название журнала Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии
    URL https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-religioznaya-filosofiya-xix-pervoy-poloviny-xx-vv-v-kontekste-istorii-religii-ot-religioznoy-konversii-k-kultur-kritike-i?ysclid=l4vrx1xbm7976963350
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=267909

    Полная запись метаданных