Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2022 |
Язык | русский |
|
Соловьев Артем Павлович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Соловьев А. П. Русская религиозная философия XIX — первой половины XX вв.
в контексте истории религии: от религиозной конверсии к культур-критике и конфессионализации / А. П. Соловьев // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. - 2022. - № 1 (13). - С. 118–134. |
Аннотация |
Статья посвящена исследованию возможности интерпретировать русскую религиозную философию XIX — первой половины XX вв. как историко- религиоведческую проблему
и религиозный феномен. В исследовании признается большое значение философского аспекта русской религиозной философии. Но она рассматривается как часть религиозных процессов, характерных для модерной цивилизации. В первую очередь предлагается рассматривать воззрения русских религиозных философов как «религиозность интеллектуалов», связанную с феноменом религиозного обращения. Во-вторых, предлагается анализ концепции генезиса русской религиозной философии из романтизма. Русская религиозная философия предстает тут преимущественно как рецидивирующий неоромантизм, представляющий собой реакцию на усиление модерной рационализации в рамках «проекта Просвещения». Выявляется недостаточность объяснения генезиса русской религиозной философии из романтизма и понимания ее как неоромантизма. Для этого предлагается рассматривать романтизм и русскую религиозную философию как культур- критику цивилизации модерна, ориентированной на такие ценности как инновации, рациональность, стандартизацию и десакрализацию мира. Одновременно с этим показано, что культур- критика
является органической составляющей модерной цивилизации, даже если она направлена против модернизации. Более того, предлагается вслед за компенсаторной теорией модерна Й. Риттера, О. Маркварда и Г. Люббе рассматривать культур- критику в качестве одного из способов компенсировать неисторичность и рационализм модернизационных процессов. Это позволяет рассматривать русскую религиозную философию XIX — первой половины XX вв. как компенсацию утраты исторической связи с иррациональным и с уникальным прошлым. В рамках такого подхода русская религиозная философия рассматривается как инициирующая процесс, аналогичный процессу конфессионализации, предполагающий четкое обозначение своих мировоззренческих границ для указания на иные варианты культур- критики как на чуждые «политические теологии». Это предлагается определять как явление, связанное с десекуляризацией, которая определяется в качестве цели русской религиозной философии в целом. |
Ключевые слова |
русская религиозная философия, религиозность интеллектуалов, религиозная
конверсия, культур-критика, Просвещение, романтизм, компенсаторная теория модерна, политическая теология, секуляризация, десекуляризация, модерн |
Название журнала |
Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии
|
URL |
https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-religioznaya-filosofiya-xix-pervoy-poloviny-xx-vv-v-kontekste-istorii-religii-ot-religioznoy-konversii-k-kultur-kritike-i?ysclid=l4vrx1xbm7976963350 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=267909 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Соловьев Артем Павлович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Соловьев А. П. Русская религиозная философия XIX — первой половины XX вв.
в контексте истории религии: от религиозной конверсии к культур-критике и конфессионализации / А. П. Соловьев // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. - 2022. - № 1 (13). - С. 118–134. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=267909 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Статья посвящена исследованию возможности интерпретировать русскую религиозную философию XIX — первой половины XX вв. как историко- религиоведческую проблему
и религиозный феномен. В исследовании признается большое значение философского аспекта русской религиозной философии. Но она рассматривается как часть религиозных процессов, характерных для модерной цивилизации. В первую очередь предлагается рассматривать воззрения русских религиозных философов как «религиозность интеллектуалов», связанную с феноменом религиозного обращения. Во-вторых, предлагается анализ концепции генезиса русской религиозной философии из романтизма. Русская религиозная философия предстает тут преимущественно как рецидивирующий неоромантизм, представляющий собой реакцию на усиление модерной рационализации в рамках «проекта Просвещения». Выявляется недостаточность объяснения генезиса русской религиозной философии из романтизма и понимания ее как неоромантизма. Для этого предлагается рассматривать романтизм и русскую религиозную философию как культур- критику цивилизации модерна, ориентированной на такие ценности как инновации, рациональность, стандартизацию и десакрализацию мира. Одновременно с этим показано, что культур- критика
является органической составляющей модерной цивилизации, даже если она направлена против модернизации. Более того, предлагается вслед за компенсаторной теорией модерна Й. Риттера, О. Маркварда и Г. Люббе рассматривать культур- критику в качестве одного из способов компенсировать неисторичность и рационализм модернизационных процессов. Это позволяет рассматривать русскую религиозную философию XIX — первой половины XX вв. как компенсацию утраты исторической связи с иррациональным и с уникальным прошлым. В рамках такого подхода русская религиозная философия рассматривается как инициирующая процесс, аналогичный процессу конфессионализации, предполагающий четкое обозначение своих мировоззренческих границ для указания на иные варианты культур- критики как на чуждые «политические теологии». Это предлагается определять как явление, связанное с десекуляризацией, которая определяется в качестве цели русской религиозной философии в целом. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
русская религиозная философия |
ru_RU |
dc.subject |
религиозность интеллектуалов |
ru_RU |
dc.subject |
религиозная
конверсия |
ru_RU |
dc.subject |
культур-критика |
ru_RU |
dc.subject |
Просвещение |
ru_RU |
dc.subject |
романтизм |
ru_RU |
dc.subject |
компенсаторная теория модерна |
ru_RU |
dc.subject |
политическая теология |
ru_RU |
dc.subject |
секуляризация |
ru_RU |
dc.subject |
десекуляризация |
ru_RU |
dc.subject |
модерн |
ru_RU |
dc.title |
Русская религиозная философия XIX — первой половины XX вв.
в контексте истории религии: от религиозной конверсии к культур-критике и конфессионализации |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|