Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ДИНАМИКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ЕСТЬ ЛИ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ?
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2020
Языкрусский
  • Лебедева Наталия Владимировна, автор
  • Вилкова Ксения Александровна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Вилкова, К., & Лебедева, Н. (2020). Динамика академической мотивации в университете: есть ли гендерные различия?. Психологические исследования, 13(74).
    Аннотация Мотивационные убеждения личности определяют как образовательную, так и карьерную траекторию. При этом исследования показывают, что характер академической мотивации различается у юношей и девушек. Однако вопрос о динамике академической мотивации в разрезе пола студентов все еще остается открытым. В данной работе мы ставим себе цель оценить изменения в академической мотивации студентов в зависимости от пола, опираясь на теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Для этого мы используем данные лонгитюдного исследования, в котором приняли участие студенты одного научно-исследовательского университета России (N = 294, 63% – девушки). Студенты заполнили две анкеты – на первом и на четвертом году обучения в бакалавриате. Согласно результатам нашего исследования, и юноши, и девушки имели одинаковый уровень внутренней академической мотивации как в начале, так и в конце обучения. Однако мы нашли значимые различия по полу во внешней академической мотивации. Эти учебные мотивы более выражены у девушек, нежели у студентов мужского пола. При этом гендерные различия в интроецированной мотивации наблюдаются на протяжении всего периода обучения в университете. В то же время если на первом году обучения девушки более склонны к проявлению экстернальных мотивов, то к концу обучения гендерные различия исчезают. Таким образом, девушки более склонны связывать учебную деятельность с подчинением требованиям семьи и преподавателей, а также следовать ожиданиям социума.
    Ключевые слова академическая мотивация, теория самодетерминации, гендерные различия, лонгитюдный дизайн
    Название журнала Психологические исследования (электронный журнал)
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=267966

    Полная запись метаданных