Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2022 |
Язык | русский |
|
Валиев Айнур Миннегаянович, автор
Панкратов Дмитрий Леонидович, автор
Шибаков Владимир Георгиевич, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
В. Г. Шибаков, Д. Л. Панкратов, А. М. Валиев, Р. В. Шибаков. Исследование формирования служебных свойств деталей, изготовленных из поковок микролегированных сталей после контролируемого охлаждения с температур штамповки // Черные металлы. 2022. № 7. С. 64–70. |
Аннотация |
Применение микролегированных дисперсионно-твердеющих сталей позволяет не только экономить дорогостоящие легирующие элементы, но и энергоносители вследствие возможности использования контролируемого охлаждения стальных полуфабрикатов непосредственно после горячего формообразования.
Целью работы является определение рациональных режимов контролируемого охлаждения поковок из дисперсионно-твердеющих сталей, обеспечивающих требуемые стандартом свойства и микроструктуру. Для этого проведено имитационное моделирование охлаждения поковок шатуна двигателя автомобиля КАМАЗ с температур конца штамповки в различных средах (сжатый воздух, водовоздушная смесь, вода, масло), что позволило определить соотношение воды и воздуха в водо-воздушной среде и режимы ее подачи, обеспечивающие охлаждение поковок со скоростями выше критической, т. е. без образования ферритной сетки по границам зерен при распаде аустенита. Впоследствии эти режимы были воспроизведены в лабораторных и опытно-промышленных условиях с определением механических свойств и микроструктуры стали поковок шатуна. Для стали 38MnVS6 установлено, что при использовании контролируемого охлаждения с температур конца штамповки не ниже 950 C и скорости охлаждения не ниже 10 C/с свойства и микроструктура поковок удовлетворяют требованиям стандарта на шатуны.
Это позволяет отказаться от предусмотренной производственной технологией энергоемкой термообработки (термоулучшения) поковок.
|
Ключевые слова |
экономномикролегированные стали, контролируемое охлаждение поковки, шатун, моделирование, поля температур, механические свойства, микроструктура |
Название журнала |
Черные металлы
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=269831 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Валиев Айнур Миннегаянович |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Панкратов Дмитрий Леонидович |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Шибаков Владимир Георгиевич |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
В. Г. Шибаков, Д. Л. Панкратов, А. М. Валиев, Р. В. Шибаков. Исследование формирования служебных свойств деталей, изготовленных из поковок микролегированных сталей после контролируемого охлаждения с температур штамповки // Черные металлы. 2022. № 7. С. 64–70. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=269831 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Черные металлы |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Применение микролегированных дисперсионно-твердеющих сталей позволяет не только экономить дорогостоящие легирующие элементы, но и энергоносители вследствие возможности использования контролируемого охлаждения стальных полуфабрикатов непосредственно после горячего формообразования.
Целью работы является определение рациональных режимов контролируемого охлаждения поковок из дисперсионно-твердеющих сталей, обеспечивающих требуемые стандартом свойства и микроструктуру. Для этого проведено имитационное моделирование охлаждения поковок шатуна двигателя автомобиля КАМАЗ с температур конца штамповки в различных средах (сжатый воздух, водовоздушная смесь, вода, масло), что позволило определить соотношение воды и воздуха в водо-воздушной среде и режимы ее подачи, обеспечивающие охлаждение поковок со скоростями выше критической, т. е. без образования ферритной сетки по границам зерен при распаде аустенита. Впоследствии эти режимы были воспроизведены в лабораторных и опытно-промышленных условиях с определением механических свойств и микроструктуры стали поковок шатуна. Для стали 38MnVS6 установлено, что при использовании контролируемого охлаждения с температур конца штамповки не ниже 950 C и скорости охлаждения не ниже 10 C/с свойства и микроструктура поковок удовлетворяют требованиям стандарта на шатуны.
Это позволяет отказаться от предусмотренной производственной технологией энергоемкой термообработки (термоулучшения) поковок.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
экономномикролегированные стали |
ru_RU |
dc.subject |
контролируемое охлаждение поковки |
ru_RU |
dc.subject |
шатун |
ru_RU |
dc.subject |
моделирование |
ru_RU |
dc.subject |
поля температур |
ru_RU |
dc.subject |
механические свойства |
ru_RU |
dc.subject |
микроструктура |
ru_RU |
dc.title |
Исследование формирования служебных свойств деталей, изготовленных из поковок микролегированных сталей после контролируемого охлаждения с температур штамповки |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|