Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2022 |
Язык | русский |
|
Егоров Дмитрий Олегович, автор
|
|
Николаев Роман Сергеевич, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Егоров, Д.О., Николаев Р.С. Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России // Вестник Московского университета. Серия 5: География. – 2022. – № 4. – С. 64-78. |
Аннотация |
В статье анализируются процессы сокращения количества и реорганизации школ в сельской местности России за период с 1970-х по 2019 г. Было выделено два крупных периода сокращений: советский (начало 1960-х - конец 1970-х гг.), связанный с программами «плановых» преобразований расселения в сельской местности, и российский (с середины 2000-х гг. по настоящее время), начавшийся с принятия Приказа «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». Показаны количественные характеристики процесса закрытия школ РСФСР и России. Проведенный значительный анализ государственных документов, правовых актов и приказов показывает их доминирующую роль в определении направлений и территориальных проекций проводимых преобразований школьной сети. Для российского этапа проведен анализ взаимосвязи динамики реорганизации школ и характеристик сельского расселения (по показателю средней людности сельских населенных пунктов). В 2002-2019 гг. наиболее интенсивная реорганизация школ (сокращение количества от -83% до -40%) отмечена в наиболее малоселенных регионах европейского центра, северо-запада и Поволжья. Относительно стабильная сеть сел европейского юга и очаговый характер расположения населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке способствовали относительно более умеренным темпам реорганизации на этих территориях. В целом проведенное исследование показало соответствие проводимых оптимизационных решений и условий расселения, однако есть и видимые отклонения. Отмечается, что существующая статистика завышает картину происходящих ликвидаций образовательных учреждений на современном этапе, поскольку часть школ перестает учитываться после преобразования в филиал основной школы (процесс реорганизации). Расчеты автора показывают, что после формального завершения действия программы реструктуризации школ в 2010 г. администрации муниципальных образований большинства регионов были вынуждены продолжить сокращение и / или реорганизацию сети школ. В качестве осложняющих функционирование малокомплектных школ на этот раз выступили факторы «подушевого финансирования» образовательных учреждений и мероприятия по реализации государственной социальной политики (в частности уровень оплаты труда учителей). |
Ключевые слова |
сельская местность, малокомплектная школа, малочисленная школа, реорганизация,
реструктуризация, ликвидация школ, депопуляция |
Название журнала |
Вестник Московского университета. Серия 5. География
|
Ссылка для РПД |
http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/173114/Osnovnye_etapy__napravleniya_i_faktory_reformirovaniya_shkolnoj_seti_v_selskoj_mestnosti_Rossii.pdf?sequence=1&isAllowed=y
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=270084 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Егоров Дмитрий Олегович |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Николаев Роман Сергеевич |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Егоров, Д.О., Николаев Р.С. Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России // Вестник Московского университета. Серия 5: География. – 2022. – № 4. – С. 64-78. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=270084 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Вестник Московского университета. Серия 5. География |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье анализируются процессы сокращения количества и реорганизации школ в сельской местности России за период с 1970-х по 2019 г. Было выделено два крупных периода сокращений: советский (начало 1960-х - конец 1970-х гг.), связанный с программами «плановых» преобразований расселения в сельской местности, и российский (с середины 2000-х гг. по настоящее время), начавшийся с принятия Приказа «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». Показаны количественные характеристики процесса закрытия школ РСФСР и России. Проведенный значительный анализ государственных документов, правовых актов и приказов показывает их доминирующую роль в определении направлений и территориальных проекций проводимых преобразований школьной сети. Для российского этапа проведен анализ взаимосвязи динамики реорганизации школ и характеристик сельского расселения (по показателю средней людности сельских населенных пунктов). В 2002-2019 гг. наиболее интенсивная реорганизация школ (сокращение количества от -83% до -40%) отмечена в наиболее малоселенных регионах европейского центра, северо-запада и Поволжья. Относительно стабильная сеть сел европейского юга и очаговый характер расположения населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке способствовали относительно более умеренным темпам реорганизации на этих территориях. В целом проведенное исследование показало соответствие проводимых оптимизационных решений и условий расселения, однако есть и видимые отклонения. Отмечается, что существующая статистика завышает картину происходящих ликвидаций образовательных учреждений на современном этапе, поскольку часть школ перестает учитываться после преобразования в филиал основной школы (процесс реорганизации). Расчеты автора показывают, что после формального завершения действия программы реструктуризации школ в 2010 г. администрации муниципальных образований большинства регионов были вынуждены продолжить сокращение и / или реорганизацию сети школ. В качестве осложняющих функционирование малокомплектных школ на этот раз выступили факторы «подушевого финансирования» образовательных учреждений и мероприятия по реализации государственной социальной политики (в частности уровень оплаты труда учителей). |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
сельская местность |
ru_RU |
dc.subject |
малокомплектная школа |
ru_RU |
dc.subject |
малочисленная школа |
ru_RU |
dc.subject |
реорганизация |
ru_RU |
dc.subject |
реструктуризация |
ru_RU |
dc.subject |
ликвидация школ |
ru_RU |
dc.subject |
депопуляция |
ru_RU |
dc.title |
Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|