Библиографическое описание на языке оригинала |
Афанасьев П.Н. Исследование суеверности студентов вуз с использованием качественных методов/П.Н. Афанасьев, И.Р. Абитов//Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке [Электронный ресурс]: сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. – Электронные текстовые данные (1 файл: 4,56 Мб). – Казань: Издательство Казанского университета, 2022. – Ч. III. – 500 с., С. 23 – 32. |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Абитов Ильдар Равильевич |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Афанасьев Павел Николаевич |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Афанасьев П.Н. Исследование суеверности студентов вуз с использованием качественных методов/П.Н. Афанасьев, И.Р. Абитов//Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке [Электронный ресурс]: сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. – Электронные текстовые данные (1 файл: 4,56 Мб). – Казань: Издательство Казанского университета, 2022. – Ч. III. – 500 с., С. 23 – 32. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=273542 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке [Электронный ресурс]: сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Проблема исследования. Исследование суеверности является сложной задачей в силу
нескольких причин. Во-первых, само слово «суеверность» имеет закрепившуюся за ним
негативную коннотацию. Во-вторых, вероятнее всего, суеверные представления не константны во времени и проявляются в разных ситуациях в разной степени. В-третьих, обнаружение таких верований и практик требует от респондентов довольно высокого уровня
рефлексии. Использование в этих целях количественных методов позволяет решить исследовательские задачи только отчасти, поскольку опросники содержат конкретный, неизменяющийся набор утверждений и позволяют оценить степень своего согласия с ними в соответствии со шкалой, предлагаемой авторами методики и никак иначе. В связи с этим ряд
авторов (Бусыгина, Н.П., 2020; Квале С., 2009; Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А., 2020; Улановский А.М., 2019; Emmons R.A., Paloutzian R.F., 2003) поддерживают точку зрения, согласно которой психологические феномены, связанные с верованиями людей, должны исследоваться с помощь качественных методов, основанных на использовании глубинных интервью и полевых наблюдений, анализе правил, символов, обрядов, отношений представителей
различных сообществ, их переживаний, жизненных историй и дискурса. Преимущества подобных исследований в том, что они позволяют изучать сообщество верующих «изнутри»,
учитывать многозначный социокультурный контекст жизни его представителей, собирать более развернутые и детальные описания их поведения, обращаться к их приватным
смыслам и переживаниям, опираться на их собственный язык, понимание и способы интерпретации событий (Улановский А.М., 2008). Исходя из вышеуказанного, нашей целью является: осуществить качественное исследование суеверности и различных ее проявлений
у студентов. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения философской и психологической литературы. Проведенное исследование основано на сборе и анализе содержания полуструктурированных интервью (объем выборки – 38 респондентов), для которых были отобраны верующие, но не
религиозные респонденты. Под верующими мы понимаем тех, кто допускает существование неких сверхъестественных сил, но не является, как религиозные люди, ортодоксальным
последователем одной из институциональных религий. Также дополнительно были организованы и проведены две фокус группы (объемы выборок – 6 и 7 респондентов). Общий объем
выборки составил 51 человек. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что суеверность выполняет в жизни студентов регуляторную
и компенсаторную функции, выявляются факторы, влияющие на проявления суеверности
и возрастные особенности ее проявления. В ответах испытуемых отчетливо прослеживаются следующие эффекты суеверности: чувство безопасности и уверенности, позитивный
настрой, побуждение к действию, состояние спокойствия, ощущение поддержки и опоры,
ощущение контроля над ситуацией. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
суеверность |
ru_RU |
dc.subject |
студенты |
ru_RU |
dc.subject |
полуструктурированное интервью |
ru_RU |
dc.subject |
фокус-группа. |
ru_RU |
dc.title |
Исследование суеверности студентов вуз с использованием качественных методов |
ru_RU |
dc.type |
Тезисы и материалы конференций в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|