Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2023 |
Язык | русский |
|
Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф., Совина А.В. Методические приемы формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста // Современное до-школьное образование. – 2023. – №1(115). – С. 12–22. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22. URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-zinnurova-af-sovina-av-metodicheskie-priemy-formirovaniya-grammaticheskih-kategorij-aspektualnosti-i-temporalnosti-v-rechi-bilingvalnyh-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html |
Аннотация |
Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью формировать у старших дошкольников грамматический строй на втором для них – русском – языке. Грамматические категории аспектуальности и темпоральности являются важ-нейшими категориями связной русской речи. Именно эти категории вызывают у детей наибольшие трудности. Мы выдви-нули гипотезу о том, что если в рамках литературного образования детей проводить анализ категорий аспектуальности и темпоральности – обращать внимание дошкольников на особенности использования видовременных отношений русского глагола, учить их правильно воспроизводить видовременные отношения в процессе пересказа текста или составления свое-го рассказа – то эффективность работы по формированию грамматического строя русской речи, качество построения связной русской речи существенно возрастут.
Цель статьи – показать результаты исследования по использованию методических приемов формирования грамматиче-ских категорий аспектуальности и темпоральности в русской речи детей-билингвов.
Ход исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов с татарским языком воспитания Рес-публики Татарстан. В этих садах дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татарский язык для них явля-ется родным. Эксперимент проходил в 2020-2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в кото-рых работа над категориями аспектуальности и темпоральности не проводилась. Общая численность испытуемых состави-ла 334 ребенка старшего дошкольного возраста (161 – в экспериментальных группах, 173 – в контрольных). В педагогиче-ском эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на видовременных особенностях русского глагола, ис-пользовать выявленные особенности при построении детьми пересказов услышанного текста или при конструировании своих рассказов на русском языке.
Результаты исследования оказались положительными: по количеству речевых ошибок в контрольных группах измене-ний не обнаружено, в экспериментальных группах – существенное снижение (в среднем на 34%). Это доказало эффектив-ность методических приемов работы над категориями аспектуальности и темпоральности.
Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей грамматического строя на русском языке должна учитывать типичные речевые ошибки старших дошкольников: неправильное употребление приста-вок и суффиксов, передающих видовые оттенки глагола; использование глаголов настоящего времени вместо прошедше-го; употребление глаголов прошедшего времени вместо настоящего; неумение передавать действие в будущем времени; неправильное включение глаголов несовершенного вида в содержание повествования о действиях в прошедшем времени. В связи с этим рекомендуется: использовать в работе по развитию речи старших дошкольников специальные методиче-ские приемы: прием композиционного расчленения структуры повествования, прием констатации действия в глаголах несовершенного вида, прием констатации действия в глаголах совершенно |
Ключевые слова |
методические приемы, грамматические категории, аспектуальность, темпоральность, связная речь, билингвизм, дети старшего дошкольного возраста. |
Название журнала |
Современное дошкольное образование. Теория и практика
|
URL |
https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-zinnurova-af-sovina-av-metodicheskie-priemy-formirovaniya-grammaticheskih-kategorij-aspektualnosti-i-temporalnosti-v-rechi-bilingvalnyh-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=276567 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Габдулхаков Валерьян Фаритович |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф., Совина А.В. Методические приемы формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста // Современное до-школьное образование. – 2023. – №1(115). – С. 12–22. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22. URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-zinnurova-af-sovina-av-metodicheskie-priemy-formirovaniya-grammaticheskih-kategorij-aspektualnosti-i-temporalnosti-v-rechi-bilingvalnyh-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=276567 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современное дошкольное образование. Теория и практика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью формировать у старших дошкольников грамматический строй на втором для них – русском – языке. Грамматические категории аспектуальности и темпоральности являются важ-нейшими категориями связной русской речи. Именно эти категории вызывают у детей наибольшие трудности. Мы выдви-нули гипотезу о том, что если в рамках литературного образования детей проводить анализ категорий аспектуальности и темпоральности – обращать внимание дошкольников на особенности использования видовременных отношений русского глагола, учить их правильно воспроизводить видовременные отношения в процессе пересказа текста или составления свое-го рассказа – то эффективность работы по формированию грамматического строя русской речи, качество построения связной русской речи существенно возрастут.
Цель статьи – показать результаты исследования по использованию методических приемов формирования грамматиче-ских категорий аспектуальности и темпоральности в русской речи детей-билингвов.
Ход исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов с татарским языком воспитания Рес-публики Татарстан. В этих садах дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татарский язык для них явля-ется родным. Эксперимент проходил в 2020-2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в кото-рых работа над категориями аспектуальности и темпоральности не проводилась. Общая численность испытуемых состави-ла 334 ребенка старшего дошкольного возраста (161 – в экспериментальных группах, 173 – в контрольных). В педагогиче-ском эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на видовременных особенностях русского глагола, ис-пользовать выявленные особенности при построении детьми пересказов услышанного текста или при конструировании своих рассказов на русском языке.
Результаты исследования оказались положительными: по количеству речевых ошибок в контрольных группах измене-ний не обнаружено, в экспериментальных группах – существенное снижение (в среднем на 34%). Это доказало эффектив-ность методических приемов работы над категориями аспектуальности и темпоральности.
Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей грамматического строя на русском языке должна учитывать типичные речевые ошибки старших дошкольников: неправильное употребление приста-вок и суффиксов, передающих видовые оттенки глагола; использование глаголов настоящего времени вместо прошедше-го; употребление глаголов прошедшего времени вместо настоящего; неумение передавать действие в будущем времени; неправильное включение глаголов несовершенного вида в содержание повествования о действиях в прошедшем времени. В связи с этим рекомендуется: использовать в работе по развитию речи старших дошкольников специальные методиче-ские приемы: прием композиционного расчленения структуры повествования, прием констатации действия в глаголах несовершенного вида, прием констатации действия в глаголах совершенно |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
методические приемы |
ru_RU |
dc.subject |
грамматические категории |
ru_RU |
dc.subject |
аспектуальность |
ru_RU |
dc.subject |
темпоральность |
ru_RU |
dc.subject |
связная речь |
ru_RU |
dc.subject |
билингвизм |
ru_RU |
dc.subject |
дети старшего дошкольного возраста. |
ru_RU |
dc.title |
Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф., Совина А.В. Методические приемы формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста // Современное до-школьное образование. – 2023. – №1(115). – С. 12–22. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22. URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-zinnurova-af-sovina-av-metodicheskie-priemy-formirovaniya-grammaticheskih-kategorij-aspektualnosti-i-temporalnosti-v-rechi-bilingvalnyh-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|