Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ГАБДУЛХАКОВ В.Ф., ЗИННУРОВА А.Ф., СОВИНА А.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ АСПЕКТУАЛЬНОСТИ И ТЕМПОРАЛЬНОСТИ В РЕЧИ БИЛИНГВАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // СОВРЕМЕННОЕ ДО-ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. – 2023. – №1(115). – С. 12–22. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22. URL HTTPS://SDO-JOURNAL.RU/JOURNALNUMBERS/GABDULHAKOV-VF-ZINNUROVA-AF-SOVINA-AV-METODICHESKIE-PRIEMY-FORMIROVANIYA-GRAMMATICHESKIH-KATEGORIJ-ASPEKTUALNOSTI-I-TEMPORALNOSTI-V-RECHI-BILINGVALNYH-DETEJ-STARSHEGO-DOSHKOLNOGO-VOZRASTA.HTML
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Габдулхаков Валерьян Фаритович, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф., Совина А.В. Методические приемы формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста // Современное до-школьное образование. – 2023. – №1(115). – С. 12–22. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22. URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-zinnurova-af-sovina-av-metodicheskie-priemy-formirovaniya-grammaticheskih-kategorij-aspektualnosti-i-temporalnosti-v-rechi-bilingvalnyh-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
    Аннотация Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью формировать у старших дошкольников грамматический строй на втором для них – русском – языке. Грамматические категории аспектуальности и темпоральности являются важ-нейшими категориями связной русской речи. Именно эти категории вызывают у детей наибольшие трудности. Мы выдви-нули гипотезу о том, что если в рамках литературного образования детей проводить анализ категорий аспектуальности и темпоральности – обращать внимание дошкольников на особенности использования видовременных отношений русского глагола, учить их правильно воспроизводить видовременные отношения в процессе пересказа текста или составления свое-го рассказа – то эффективность работы по формированию грамматического строя русской речи, качество построения связной русской речи существенно возрастут. Цель статьи – показать результаты исследования по использованию методических приемов формирования грамматиче-ских категорий аспектуальности и темпоральности в русской речи детей-билингвов. Ход исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов с татарским языком воспитания Рес-публики Татарстан. В этих садах дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татарский язык для них явля-ется родным. Эксперимент проходил в 2020-2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в кото-рых работа над категориями аспектуальности и темпоральности не проводилась. Общая численность испытуемых состави-ла 334 ребенка старшего дошкольного возраста (161 – в экспериментальных группах, 173 – в контрольных). В педагогиче-ском эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на видовременных особенностях русского глагола, ис-пользовать выявленные особенности при построении детьми пересказов услышанного текста или при конструировании своих рассказов на русском языке. Результаты исследования оказались положительными: по количеству речевых ошибок в контрольных группах измене-ний не обнаружено, в экспериментальных группах – существенное снижение (в среднем на 34%). Это доказало эффектив-ность методических приемов работы над категориями аспектуальности и темпоральности. Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей грамматического строя на русском языке должна учитывать типичные речевые ошибки старших дошкольников: неправильное употребление приста-вок и суффиксов, передающих видовые оттенки глагола; использование глаголов настоящего времени вместо прошедше-го; употребление глаголов прошедшего времени вместо настоящего; неумение передавать действие в будущем времени; неправильное включение глаголов несовершенного вида в содержание повествования о действиях в прошедшем времени. В связи с этим рекомендуется: использовать в работе по развитию речи старших дошкольников специальные методиче-ские приемы: прием композиционного расчленения структуры повествования, прием констатации действия в глаголах несовершенного вида, прием констатации действия в глаголах совершенно
    Ключевые слова методические приемы, грамматические категории, аспектуальность, темпоральность, связная речь, билингвизм, дети старшего дошкольного возраста.
    Название журнала Современное дошкольное образование. Теория и практика
    URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-zinnurova-af-sovina-av-metodicheskie-priemy-formirovaniya-grammaticheskih-kategorij-aspektualnosti-i-temporalnosti-v-rechi-bilingvalnyh-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=276567
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    F_Statya_SDO_2023_1.pdf 1,03 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных