Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ЖЕНСКИЕ СТРАТЕГИИ В ВЫСШЕМ STEM-ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОР МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОЛЯ
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Лебедева Наталия Владимировна, автор
  • Вилкова Ксения Александровна, автор
  • Савинская Ольга Борисовна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Савинская О. Б., Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 3. С. 505-520.
    Аннотация В статье представлен обзор публикаций об измерении и анализе гендерных стереотипов в высшем образовании, опубликованных в международных журналах за последние тридцать лет (1990–2020) с целью систематизировать теоретико-­методологические подходы к определению гендерных стереотипов в STEM-образовании и обозначить их роль в трансформационных процессах современного высшего образования и развитии социокультурной открытости современных университетских сред. Для достижения цели использованы как открытые (Google Scholar), так и закрытые (JSTOR, EBSCO, Scopus, Web of Science, American Psychological Association) базы научных публикаций. В результате отбора для анализа использована 61 статья, посвященная следующим темам: способность и уверенность в своих способностях в STEM-предметах, самооценка, настойчивость, гендерные роли, мотивация, ценности, социальный дискомфорт, низкая доля девушек в технических специальностях, гендерный разрыв в достижениях, неравномерный отсев студентов, разные карьерные планы. Одним из критериев отбора и фактором измерения послужили гендерные стереотипы в высшем образовании. На основе проанализированных статей предлагается определение гендерных стереотипов, выделяются позитивные и негативные стереотипы и их значение для формирования неравенства, подробно описываются популярные психологические теории гендерных стереотипов – угроза подтверждения стереотипа и имплицитные теории, описываются методики их измерения. Раскрывается, как гендерные стереотипы позволяют изучить основные аспекты гендерного неравенства в высшем образовании: статус меньшинства в академической среде, связь гендерной и профессиональной идентичности, мотивация, настойчивость и студенческий отсев, устойчивость в получении STEM-профессии. Обозначается необходимость дальнейшего межстранового исследования и развития методик измерения гендерного неравенства. Ставится вопрос о возможности осознанного выбора профессионального пути в современном высшем образовании.
    Ключевые слова гендерное неравенство, высшее образование, STEM-образование, гендерные стереотипы, угроза подтверждения стереотипа, имплицитные теории
    Название журнала Журнал исследований социальной политики
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=277121

    Полная запись метаданных