Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2023 |
Язык | русский |
|
Лебедева Наталия Владимировна, автор
|
|
Вилкова Ксения Александровна, автор
Савинская Ольга Борисовна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Савинская О. Б., Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 3. С. 505-520. |
Аннотация |
В статье представлен обзор публикаций об измерении и анализе гендерных стереотипов в высшем образовании, опубликованных в международных журналах за последние тридцать лет (1990–2020) с целью систематизировать теоретико-методологические подходы к определению гендерных стереотипов в STEM-образовании и обозначить их роль в трансформационных процессах современного высшего образования и развитии социокультурной открытости современных университетских сред. Для достижения цели использованы как открытые (Google Scholar), так и закрытые (JSTOR, EBSCO, Scopus, Web of Science, American Psychological Association) базы научных публикаций. В результате отбора для анализа использована 61 статья, посвященная следующим темам: способность и уверенность в своих способностях в STEM-предметах, самооценка, настойчивость, гендерные роли, мотивация, ценности, социальный дискомфорт, низкая доля девушек в технических специальностях, гендерный разрыв в достижениях, неравномерный отсев студентов, разные карьерные планы. Одним из критериев отбора и фактором измерения послужили гендерные стереотипы в высшем образовании. На основе проанализированных статей предлагается определение гендерных стереотипов, выделяются позитивные и негативные стереотипы и их значение для формирования неравенства, подробно описываются популярные психологические теории гендерных стереотипов – угроза подтверждения стереотипа и имплицитные теории, описываются методики их измерения. Раскрывается, как гендерные стереотипы позволяют изучить основные аспекты гендерного неравенства в высшем образовании: статус меньшинства в академической среде, связь гендерной и профессиональной идентичности, мотивация, настойчивость и студенческий отсев, устойчивость в получении STEM-профессии. Обозначается необходимость дальнейшего межстранового исследования и развития методик измерения гендерного неравенства. Ставится вопрос о возможности осознанного выбора профессионального пути в современном высшем образовании. |
Ключевые слова |
гендерное неравенство, высшее образование, STEM-образование, гендерные стереотипы, угроза подтверждения стереотипа, имплицитные теории |
Название журнала |
Журнал исследований социальной политики
|
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=277121 |
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Лебедева Наталия Владимировна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Вилкова Ксения Александровна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Савинская Ольга Борисовна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Савинская О. Б., Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 3. С. 505-520. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=277121 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Журнал исследований социальной политики |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье представлен обзор публикаций об измерении и анализе гендерных стереотипов в высшем образовании, опубликованных в международных журналах за последние тридцать лет (1990–2020) с целью систематизировать теоретико-методологические подходы к определению гендерных стереотипов в STEM-образовании и обозначить их роль в трансформационных процессах современного высшего образования и развитии социокультурной открытости современных университетских сред. Для достижения цели использованы как открытые (Google Scholar), так и закрытые (JSTOR, EBSCO, Scopus, Web of Science, American Psychological Association) базы научных публикаций. В результате отбора для анализа использована 61 статья, посвященная следующим темам: способность и уверенность в своих способностях в STEM-предметах, самооценка, настойчивость, гендерные роли, мотивация, ценности, социальный дискомфорт, низкая доля девушек в технических специальностях, гендерный разрыв в достижениях, неравномерный отсев студентов, разные карьерные планы. Одним из критериев отбора и фактором измерения послужили гендерные стереотипы в высшем образовании. На основе проанализированных статей предлагается определение гендерных стереотипов, выделяются позитивные и негативные стереотипы и их значение для формирования неравенства, подробно описываются популярные психологические теории гендерных стереотипов – угроза подтверждения стереотипа и имплицитные теории, описываются методики их измерения. Раскрывается, как гендерные стереотипы позволяют изучить основные аспекты гендерного неравенства в высшем образовании: статус меньшинства в академической среде, связь гендерной и профессиональной идентичности, мотивация, настойчивость и студенческий отсев, устойчивость в получении STEM-профессии. Обозначается необходимость дальнейшего межстранового исследования и развития методик измерения гендерного неравенства. Ставится вопрос о возможности осознанного выбора профессионального пути в современном высшем образовании. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
гендерное неравенство |
ru_RU |
dc.subject |
высшее образование |
ru_RU |
dc.subject |
STEM-образование |
ru_RU |
dc.subject |
гендерные стереотипы |
ru_RU |
dc.subject |
угроза подтверждения стереотипа |
ru_RU |
dc.subject |
имплицитные теории |
ru_RU |
dc.title |
Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|