Форма представления | Статьи в российских журналах и сборниках |
Год публикации | 2023 |
Язык | русский |
|
Гайфуллина Наталья Геннадьевна, автор
Исмаилова Наиля Иркиновна, автор
|
Библиографическое описание на языке оригинала |
Исмаилова Н.И., Гайфуллина Н.Г. Когнитивные способности неуспешных в обучении подростков, являющихся зависимыми от интернета / Н.И. Исмаилова, Н.Г. Гайфуллина // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2023. – Вып. 78. – Ч. 1. – С. 285–287. (ВАК) |
Аннотация |
В статье приводятся данные эмпирического исследования когнитивных способностей обучающихся
подросткового возраста. В сравнительной характеристике рассматриваются когнитивные способности двух равных групп
школьников, которые разделились по слабовыраженным (30 человек) и сильновыраженным (30 человек) признакам
интернет-зависимости. Целью исследования стало изучение возможного влияния активного использования интернета на
когнитивные способности подростков. Психодиагностическое исследование состоялось с использованием беседы по
Войскунскому А.Е., «Теста на выявление интернет-зависимости; методик исследования когнитивных способностей:
«Заучивание 10 слов»; «Сложные аналогии»; «Шифровка». Для интерпретации данных применялся количественный и
качественный анализ полученных данных и метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. В процессе
исследования выяснилось, что все респонденты являются интернет-зависимыми, но разделяются по степени выраженности
на школьников со слабовыраженными и сильновыраженными признаками интернет-зависимости. У большинства
школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимость проявляется через социальное взаимодействие в
виртуальном пространстве, тогда как у большинства школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимость
проявляется посредством компенсации плохого настроения в виртуальном времяпровождении. В результате исследования
когнитивных способностей выявилось, что мнемические когнитивные способности одинаково высоко сформированы как у
школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости, так и у школьников со сильновыраженными
признаками интернет-зависимости. Мыслительные когнитивные способности также хорошо развиты у всех школьников вне
степени интернет-зависимости, что позволяет им понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную
связь в образцах и выделять абстрактные связи. Однако сформированность аттенционных когнитивных способностей
имеют статистически значимы различия у школьников с разной степенью интернет-зависимости. Способность детей
концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки
определенного объема информации достоверно лучше развито у школьников со слабовыраженными признаками интернет-
зависимости. А у школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости определяется слабость
концентрации и низкая степень переключения внимания. |
Ключевые слова |
когнитивные способности, подростки, интернет-зависимость, влияние, психодиагностика, виртуальная сеть. |
Название журнала |
Проблемы современного педагогического образования
|
URL |
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50467950 |
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=277200 |
Файлы ресурса | |
|
Полная запись метаданных |
Поле DC |
Значение |
Язык |
dc.contributor.author |
Гайфуллина Наталья Геннадьевна |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Исмаилова Наиля Иркиновна |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Исмаилова Н.И., Гайфуллина Н.Г. Когнитивные способности неуспешных в обучении подростков, являющихся зависимыми от интернета / Н.И. Исмаилова, Н.Г. Гайфуллина // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2023. – Вып. 78. – Ч. 1. – С. 285–287. (ВАК) |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/?p_id=277200 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Проблемы современного педагогического образования |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье приводятся данные эмпирического исследования когнитивных способностей обучающихся
подросткового возраста. В сравнительной характеристике рассматриваются когнитивные способности двух равных групп
школьников, которые разделились по слабовыраженным (30 человек) и сильновыраженным (30 человек) признакам
интернет-зависимости. Целью исследования стало изучение возможного влияния активного использования интернета на
когнитивные способности подростков. Психодиагностическое исследование состоялось с использованием беседы по
Войскунскому А.Е., «Теста на выявление интернет-зависимости; методик исследования когнитивных способностей:
«Заучивание 10 слов»; «Сложные аналогии»; «Шифровка». Для интерпретации данных применялся количественный и
качественный анализ полученных данных и метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. В процессе
исследования выяснилось, что все респонденты являются интернет-зависимыми, но разделяются по степени выраженности
на школьников со слабовыраженными и сильновыраженными признаками интернет-зависимости. У большинства
школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимость проявляется через социальное взаимодействие в
виртуальном пространстве, тогда как у большинства школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимость
проявляется посредством компенсации плохого настроения в виртуальном времяпровождении. В результате исследования
когнитивных способностей выявилось, что мнемические когнитивные способности одинаково высоко сформированы как у
школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости, так и у школьников со сильновыраженными
признаками интернет-зависимости. Мыслительные когнитивные способности также хорошо развиты у всех школьников вне
степени интернет-зависимости, что позволяет им понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную
связь в образцах и выделять абстрактные связи. Однако сформированность аттенционных когнитивных способностей
имеют статистически значимы различия у школьников с разной степенью интернет-зависимости. Способность детей
концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки
определенного объема информации достоверно лучше развито у школьников со слабовыраженными признаками интернет-
зависимости. А у школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости определяется слабость
концентрации и низкая степень переключения внимания. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
когнитивные способности |
ru_RU |
dc.subject |
подростки |
ru_RU |
dc.subject |
интернет-зависимость |
ru_RU |
dc.subject |
влияние |
ru_RU |
dc.subject |
психодиагностика |
ru_RU |
dc.subject |
виртуальная сеть. |
ru_RU |
dc.title |
Когнитивные способности неуспешных в обучении подростков, являющихся зависимыми от интернета |
ru_RU |
dc.type |
Статьи в российских журналах и сборниках |
ru_RU |
|