Казанский (Приволжский) федеральный университет, КФУ
КАЗАНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ НЕУСПЕШНЫХ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ИНТЕРНЕТА
Форма представленияСтатьи в российских журналах и сборниках
Год публикации2023
Языкрусский
  • Гайфуллина Наталья Геннадьевна, автор
  • Исмаилова Наиля Иркиновна, автор
  • Библиографическое описание на языке оригинала Исмаилова Н.И., Гайфуллина Н.Г. Когнитивные способности неуспешных в обучении подростков, являющихся зависимыми от интернета / Н.И. Исмаилова, Н.Г. Гайфуллина // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2023. – Вып. 78. – Ч. 1. – С. 285–287. (ВАК)
    Аннотация В статье приводятся данные эмпирического исследования когнитивных способностей обучающихся подросткового возраста. В сравнительной характеристике рассматриваются когнитивные способности двух равных групп школьников, которые разделились по слабовыраженным (30 человек) и сильновыраженным (30 человек) признакам интернет-зависимости. Целью исследования стало изучение возможного влияния активного использования интернета на когнитивные способности подростков. Психодиагностическое исследование состоялось с использованием беседы по Войскунскому А.Е., «Теста на выявление интернет-зависимости; методик исследования когнитивных способностей: «Заучивание 10 слов»; «Сложные аналогии»; «Шифровка». Для интерпретации данных применялся количественный и качественный анализ полученных данных и метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. В процессе исследования выяснилось, что все респонденты являются интернет-зависимыми, но разделяются по степени выраженности на школьников со слабовыраженными и сильновыраженными признаками интернет-зависимости. У большинства школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимость проявляется через социальное взаимодействие в виртуальном пространстве, тогда как у большинства школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимость проявляется посредством компенсации плохого настроения в виртуальном времяпровождении. В результате исследования когнитивных способностей выявилось, что мнемические когнитивные способности одинаково высоко сформированы как у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости, так и у школьников со сильновыраженными признаками интернет-зависимости. Мыслительные когнитивные способности также хорошо развиты у всех школьников вне степени интернет-зависимости, что позволяет им понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную связь в образцах и выделять абстрактные связи. Однако сформированность аттенционных когнитивных способностей имеют статистически значимы различия у школьников с разной степенью интернет-зависимости. Способность детей концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки определенного объема информации достоверно лучше развито у школьников со слабовыраженными признаками интернет- зависимости. А у школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости определяется слабость концентрации и низкая степень переключения внимания.
    Ключевые слова когнитивные способности, подростки, интернет-зависимость, влияние, психодиагностика, виртуальная сеть.
    Название журнала Проблемы современного педагогического образования
    URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50467950
    Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на эту карточку https://repository.kpfu.ru/?p_id=277200
    Файлы ресурса 
    Название файла Размер (Мб) Формат  
    Ismailova_N.I._VAK_yanvar_2023_g..pdf 0,70 pdf посмотреть / скачать

    Полная запись метаданных